СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по учебнику Данилова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Накануне отмены крепостного права.

Цели урока: характеризовать личность Александра II, сформировать представление о причинах необходимости отмены крепостного права, рассмотреть процесс смягчения политического режима при Александре II, познакомить учащихся с настроениями крестьян и дворян накануне реформы в Тульской губернии, развивать навыки работы с историческим документом, развивать связную устную речь, способствовать воспитанию гуманного отношения к личности, независимо от его социального статуса.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.

    -Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, какова была обстановка в стране накануне отмены крепостного права, какова была позиция императора по этому вопросу, каковы были предпосылки отмены крепостного права, какова была позиция дворянства по этому вопросу, как обстояли дела в Тульской губернии накануне реформы.

    А сейчас, откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «Накануне отмены крепостного права», обратите внимание- тема на доске.

  2. Беседа с учащимися.

    - Вспомните, когда впервые зародилось понимание необходимости отмены крепостного права?

    -Люди каких профессий одними из первых обратили внимание на эту проблему?

    - Подумайте, почему они считали крепостной труд злом?

    - Вспомните, кто первый из императоров пытался сделать шаги к крестьянской реформе?

    - Какой пробный проект по отмене крепостного права в России уже имел место быть?

    -В целом, как дворяне относились к предлагаемым переменам?

    - А как вы относитесь к использованию крепостного труда? Поствьте себя на место крестьян, дворян. Какова была бы ваша точка зрения по этому вопросу? (воспитательный момент)

    Вывод:

    - А теперь давайте сделаем вывод. Каковы же были предпосылки отмены крепостного права?

    3. Объяснение.

    - Теперь давайте поговорим о личности нового императора Александра II.

    (рассказ учителя биографии императора)

    Вывод:

    - Давайте сделаем вывод. Какие обстоятельства биографии Александра II повлияли на его дальнейшую политику?

    4. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    - Откройте свои учебники на странице 134-135. Прочитайте пункт «причины отмены крепостного права». Выделите их для себя. После окончания самостоятельной работы мы с вами вместе проверим, верно ли вы их обозначили.

    Вывод:

    - Давайте вместе проверим, каковы же были причины необходимости отмены крепостного права?

    - Запишите их себе в тетрадь.

    5. Объяснение (+ работа с картой)

    - Найдите на карте «Российская империя в сер. XIX века» Тульскую губернию. Давайте посмотрим, какие настроения царили в нашем регионе накануне реформы.

    (рассказ учителя по материалу учебника В. Пенькова История Тульского края. Материал представлен в приложении к уроку.)

    - Найдите на карте Тульской губернии XIX века районы, поддержавшие «трезвенное движение».

    -Покажите на карте Тульской губернии XIX века районы, где происходили крестьянские волнения.

    Вывод:

    - Сделайте вывод, как население Тульской губернии относилось к необходимости решения крестьянского вопроса?

    6. Работа учащихся с документом.

    - Ознакомьтесь с документами на стр.137 учебника. Подумайте, о каких настроениях русского крестьянства свидетельствует документ? С каким фактором связывали свое освобождение крестьяне?

    (учащиеся знакомятся с документом, отвечают на поставленные вопросы)

    Вывод:

    Подумайте, чем можно объяснить появление столь смелой программы?

7. Закрепление.

-Дайте характеристику экономического и политического положения России на момент вступления на престол Александра II.

- Какие проблемы встали перед новым императором?

-Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»?

- Проведите сравнение между началом царствования Александра I и Александра II? Что вы видите общего? В чем различие?

-Назовите главные причины отмены крепостного права.

Вывод:

-Давайте сделаем общий вывод: какая атмосфера царила в стране накануне отмены крепостного права?

8. Итог урока. Д/3

-Что нового сегодня на уроке мы с вами узнали?

- А теперь каждый по очереди проведет самоанализ своей деятельности на уроке? Как вы сами оцениваете себя? Что получилось/не получилось сегодня?

-Открыли дневники, записали д/з: §19 выучить, ответить на вопрос 2 на стр. 137 учебника письменно в тетрадь.

Урок окончен.

16.11.2015 09:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП