СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока: Накануне отмены крепостного права.
Цели урока: характеризовать личность Александра II, сформировать представление о причинах необходимости отмены крепостного права, рассмотреть процесс смягчения политического режима при Александре II, познакомить учащихся с настроениями крестьян и дворян накануне реформы в Тульской губернии, развивать навыки работы с историческим документом, развивать связную устную речь, способствовать воспитанию гуманного отношения к личности, независимо от его социального статуса.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, какова была обстановка в стране накануне отмены крепостного права, какова была позиция императора по этому вопросу, каковы были предпосылки отмены крепостного права, какова была позиция дворянства по этому вопросу, как обстояли дела в Тульской губернии накануне реформы.
А сейчас, откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «Накануне отмены крепостного права», обратите внимание- тема на доске.
Беседа с учащимися.
- Вспомните, когда впервые зародилось понимание необходимости отмены крепостного права?
-Люди каких профессий одними из первых обратили внимание на эту проблему?
- Подумайте, почему они считали крепостной труд злом?
- Вспомните, кто первый из императоров пытался сделать шаги к крестьянской реформе?
- Какой пробный проект по отмене крепостного права в России уже имел место быть?
-В целом, как дворяне относились к предлагаемым переменам?
- А как вы относитесь к использованию крепостного труда? Поствьте себя на место крестьян, дворян. Какова была бы ваша точка зрения по этому вопросу? (воспитательный момент)
Вывод:
- А теперь давайте сделаем вывод. Каковы же были предпосылки отмены крепостного права?
3. Объяснение.
- Теперь давайте поговорим о личности нового императора Александра II.
(рассказ учителя биографии императора)
Вывод:
- Давайте сделаем вывод. Какие обстоятельства биографии Александра II повлияли на его дальнейшую политику?
4. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
- Откройте свои учебники на странице 134-135. Прочитайте пункт «причины отмены крепостного права». Выделите их для себя. После окончания самостоятельной работы мы с вами вместе проверим, верно ли вы их обозначили.
Вывод:
- Давайте вместе проверим, каковы же были причины необходимости отмены крепостного права?
- Запишите их себе в тетрадь.
5. Объяснение (+ работа с картой)
- Найдите на карте «Российская империя в сер. XIX века» Тульскую губернию. Давайте посмотрим, какие настроения царили в нашем регионе накануне реформы.
(рассказ учителя по материалу учебника В. Пенькова История Тульского края. Материал представлен в приложении к уроку.)
- Найдите на карте Тульской губернии XIX века районы, поддержавшие «трезвенное движение».
-Покажите на карте Тульской губернии XIX века районы, где происходили крестьянские волнения.
Вывод:
- Сделайте вывод, как население Тульской губернии относилось к необходимости решения крестьянского вопроса?
6. Работа учащихся с документом.
- Ознакомьтесь с документами на стр.137 учебника. Подумайте, о каких настроениях русского крестьянства свидетельствует документ? С каким фактором связывали свое освобождение крестьяне?
(учащиеся знакомятся с документом, отвечают на поставленные вопросы)
Вывод:
Подумайте, чем можно объяснить появление столь смелой программы?
7. Закрепление.
-Дайте характеристику экономического и политического положения России на момент вступления на престол Александра II.
- Какие проблемы встали перед новым императором?
-Почему первые годы правления Александра II были названы современниками «оттепелью»?
- Проведите сравнение между началом царствования Александра I и Александра II? Что вы видите общего? В чем различие?
-Назовите главные причины отмены крепостного права.
Вывод:
-Давайте сделаем общий вывод: какая атмосфера царила в стране накануне отмены крепостного права?
8. Итог урока. Д/3
-Что нового сегодня на уроке мы с вами узнали?
- А теперь каждый по очереди проведет самоанализ своей деятельности на уроке? Как вы сами оцениваете себя? Что получилось/не получилось сегодня?
-Открыли дневники, записали д/з: §19 выучить, ответить на вопрос 2 на стр. 137 учебника письменно в тетрадь.
Урок окончен.
© 2015, Чувальникова Ольга Сергеевна 1354