СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект открытого урока по развитию речи в 5-ом классе.
Тема: Сочинение по картине П.П. Кончалогского «Сирень» на фоне слушания музыки русского композитора Сергея Рахманинова «Сирень».
Цель: Обучение описанию цветов, дать музыкальный образ цветов – соприкосновение музыки и живописи.
Ход урока.
1.- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П.П. Кончаловский. Вы и раньше писали сочинения о произведениях живописи. Но сейчас вы не только увидите картину, но и услышите прекрасную музыку русского композитора Сергея Рахманинова. Постарайтесь понять, почему я выбрала именно её для нашего урока.
Портреты художника и композитора. Рассказываю о художнике П.П. Кончаловском или рассказывает ученик.
Пётр Петрович Кончаловский.
(1876 – 1956гг.)
«Живопись для меня не только источник радости, это источник жизни и силы,» - писал художник Кончаловский.
Для художника всё было наполнено особым смыслом, всё было ценно…-в 30 – 40-ые годы появляются знаменитые «сирени», он станет поистине певцом этих скромных и милых, любимых всеми цветов. Главное, что дорого нам в творчестве художника – это неиссякаемая любовь к русской природе, стремление воспеть могучую и многообразную красоту жизни.
В 1922 году Кончаловскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, а в 1946 году звание Народного художника РСФСР.
Художник, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное количество цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс человеку Кончаловский,» - писал Вс. Иванов.
Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, некоторые перед вами. (Ученик читает плакат: Слова Кончаловского о сирени).
Посмотрите на эти картины, на вышивку, любезно предоставленную нам на урок учителем нашей школы Будариной Т.П., эта вышивка сделана её руками.
А теперь послушайте романс «Сирень» в исполнении заместителя директора нашей школы по воспитательной работе Страшко Н.Н., аккомпанирует концертмейстер нашей школы Соловьёва Н.В.
Музыка Сергея Васильевича Рахманинова.
Слова:
Цветок, о котором рассказывает С. Рахманинов – это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронёс через всю свою жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.
Вообразим ситуацию.
- Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустиками, ещё влажными от ночной росы, отводим тяжёлые ветки… Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушился на нас… Нам становится весело от этой шутки.
Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря….
2. Слушаем романс.
- Прекрасная музыка, не правда ли?
Какие чувства она у вас вызвала? (радость, восторг, счастье, грусть)
Какой вы представили сирень в музыкальном саду?
Рассматриваем картину внимательно.
Обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником.
1.Сумел ли показать художник, что сирень свежая, как будто её только что срезали и принесли в комнату?
2.Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
3.Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
4.Почувстволи ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
5.Какая ветка сирени вам больше всего нравиться? Что бы вы отобрали для букета?
3.Послушаем учащихся, которые подобрали дома материал на тему «Сирень».
а) упр.363 читает ученик
б) «Гатчинский весенний день» - стихотворение И.Северянина – рассказывает ученик
в) отрывок из рассказа А.И. Куприна «Нарцисс» - читает ученик
г) Набережнева Ксения «В окно вливался аромат сирени»
д) из повести И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» - читает ученик
Составляем план.
1.Автор картины. Автор романса.
2.Сверкающая и поющая жизнь холста:
а) ветки,
б) оттенки цветов,
в) листочки.
3.Общий фон букета.
4.Мастерство художника.
5.Моё впечатление.
Подбор языкового материала вместе с учащимися:
Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность.
Звуки сада: шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня, лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия, тихие вздохи просыпающегося душистого моря.
Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий каплями росы.
Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами.
Сирень: а) ветви – гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к небу, нарядные.
б) грозди – крупные, свежие, тяжёлые, влажные, мокрые от дождя.
в) цветы – звёздочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.
г) аромат сирени – медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.
Ещё раз звучит музыка без пения.
В самой пьесе не называются краски сиреневого сада, это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, картина вам поможет представить и бушующий сад, и гордые ветви сирени.
Можете начать так своё сочинение:
Когда я смотрю на картину Кончаловского «Сирень» и слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в волшебный сиреневый сад.
А потом вы напишите о том, что увидели, почувствовали и пережили.
Устное описание сирени.
Обсудим отдельные высказывания.
© 2015, Танкова Анна Николаевна 608