СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по развитию речи в 5-ом классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по развитию речи в 5-ом классе.

Тема: Сочинение по картине П.П. Кончалогского «Сирень» на фоне слушания музыки русского композитора Сергея Рахманинова «Сирень».

Цель: Обучение описанию цветов, дать музыкальный образ цветов – соприкосновение музыки и живописи.

Ход урока.

1.- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П.П. Кончаловский. Вы и раньше писали сочинения о произведениях живописи. Но сейчас вы не только увидите картину, но и услышите прекрасную музыку русского композитора Сергея Рахманинова. Постарайтесь понять, почему я выбрала именно её для нашего урока.

Портреты художника и композитора. Рассказываю о художнике П.П. Кончаловском или рассказывает ученик.

Пётр Петрович Кончаловский.

(1876 – 1956гг.)

«Живопись для меня не только источник радости, это источник жизни и силы,» - писал художник Кончаловский.

Для художника всё было наполнено особым смыслом, всё было ценно…-в 30 – 40-ые годы появляются знаменитые «сирени», он станет поистине певцом этих скромных и милых, любимых всеми цветов. Главное, что дорого нам в творчестве художника – это неиссякаемая любовь к русской природе, стремление воспеть могучую и многообразную красоту жизни.

В 1922 году Кончаловскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, а в 1946 году звание Народного художника РСФСР.

Художник, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное количество цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс человеку Кончаловский,» - писал Вс. Иванов.

Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, некоторые перед вами. (Ученик читает плакат: Слова Кончаловского о сирени).

Посмотрите на эти картины, на вышивку, любезно предоставленную нам на урок учителем нашей школы Будариной Т.П., эта вышивка сделана её руками.

А теперь послушайте романс «Сирень» в исполнении заместителя директора нашей школы по воспитательной работе Страшко Н.Н., аккомпанирует концертмейстер нашей школы Соловьёва Н.В.

Музыка Сергея Васильевича Рахманинова.

Слова:

Цветок, о котором рассказывает С. Рахманинов – это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронёс через всю свою жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.

Вообразим ситуацию.

- Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустиками, ещё влажными от ночной росы, отводим тяжёлые ветки… Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушился на нас… Нам становится весело от этой шутки.

Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря….

2. Слушаем романс.

- Прекрасная музыка, не правда ли?

Какие чувства она у вас вызвала? (радость, восторг, счастье, грусть)

Какой вы представили сирень в музыкальном саду?

Рассматриваем картину внимательно.

Обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником.

1.Сумел ли показать художник, что сирень свежая, как будто её только что срезали и принесли в комнату?

2.Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?

3.Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?

4.Почувстволи ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

5.Какая ветка сирени вам больше всего нравиться? Что бы вы отобрали для букета?

3.Послушаем учащихся, которые подобрали дома материал на тему «Сирень».

а) упр.363 читает ученик

б) «Гатчинский весенний день» - стихотворение И.Северянина – рассказывает ученик

в) отрывок из рассказа А.И. Куприна «Нарцисс» - читает ученик

г) Набережнева Ксения «В окно вливался аромат сирени»

д) из повести И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» - читает ученик

Составляем план.

1.Автор картины. Автор романса.

2.Сверкающая и поющая жизнь холста:

а) ветки,

б) оттенки цветов,

в) листочки.

3.Общий фон букета.

4.Мастерство художника.

5.Моё впечатление.

Подбор языкового материала вместе с учащимися:

Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность.

Звуки сада: шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня, лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия, тихие вздохи просыпающегося душистого моря.

Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий каплями росы.

Воздух в саду: сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами.

Сирень: а) ветви – гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к небу, нарядные.

б) грозди – крупные, свежие, тяжёлые, влажные, мокрые от дождя.

в) цветы – звёздочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.

г) аромат сирени – медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.

Ещё раз звучит музыка без пения.

В самой пьесе не называются краски сиреневого сада, это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, картина вам поможет представить и бушующий сад, и гордые ветви сирени.

Можете начать так своё сочинение:

Когда я смотрю на картину Кончаловского «Сирень» и слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в волшебный сиреневый сад.

А потом вы напишите о том, что увидели, почувствовали и пережили.

Устное описание сирени.

Обсудим отдельные высказывания.

Категория: Литература
21.03.2015 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!