СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект проведения ШМО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заседание школьного методического объединения учителей иностранных языков.

Форма проведения заседания: семинар-практикум.

Тема заседания: «Проектирование уроков, реализующих цели формирования УУД»

Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области решения новых образовательных задач, связанных с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Задачи:

1.Совершенствовать методическое и профессиональное мастерство учителей в организации и проведении уроков по ФГОС.

2. Организовать взаимопомощь для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников.

3.Оказать методическую поддержку начинающим и молодым преподавателям.

Время: 1 час.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, лист помощи, карточки к заданиям.

Вопросы:

1.Технология проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС. Лист помощи. См. Приложение № 1

Выступление руководителя ШМО о технологии проектирования современного урока. См. Приложение № 2

Для организации деятельности педагога при подготовке, проведении, анализе урока предлагается лист помощи по каждому блоку урока.

2.Методы и формы деятельности для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Групповая работа педагогов.

Все педагоги делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание № 1,2,3.

После выполнения заданий от каждой группы выступает 3 представителя, которые, выбрав один вид УУД, характеризуют его, использую свои ответы.

Задание№ 1 для групп: предлагается соотнести УУД с их видами действий.

Раздаются 4 вида карточек с названиями УУД и 4 вида действий, (предварительно разрезать и перемешать карточки).

УУД

Виды действий

Личностные

ценностно-смысловая, нравственная,

социальная ориентация

Регулятивные

организация учебной деятельности

Познавательные

работа с информацией

Коммуникативные

социальная компетентность,

коммуникативное взаимодействие

Задание № 2: подобрать к каждому блоку УУД соответствующие вопросы или действия. (Предварительно разрезать и перемешать виды УУД и блоки с вопросами или действиями).

УУД

Вопросы или действия

Личностные

- Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…

- Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?

- О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

Зачем?

В какой последовательности?

Где необходимо?

Правильно ли?

Как исправить?

Вот так хорошо, правильно!

Сосредоточился

и еще раз!

Познавательные

Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…

Какую информацию мне надо использовать, чтобы…

Что из прочитанного, услышанного я использую для…

Какие слова и выражения я использую для…

Почему я пишу, говорю это слово, предложение?

Что я пытаюсь доказать?

Коммуникативные

Я думаю, что…

Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…

Не могли бы вы помочь…

Извините, где, что, когда…

Задание № 3: подобрать задания для каждого вида УУД.

( Предварительно разрезать и перемешать карточки с видами УУД и заданий)

УУД

Виды заданий

Личностные

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений.

Регулятивные

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "ищу ошибки"

- КОНОП (контрольный опрос

на определенную проблему).

Познавательные

- найди отличия" (можно задать их количество);

-поиск лишнего;

- "лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями.

Коммуникативные

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая и парная работа.

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- подготовь рассказ.", "опиши устно.", "объясни." и т. д.

Выступления педагогов с характеристикой каждого блока УУД, используются ответы к заданиям.

Используемые ресурсы:

1.ММП «Современный урок английского языка с позиции формирования УУД Соколова З.Н.

https://docs.google.com/presentation/d/17W2ctR9di2LctJMyBiNnmFsLVSV9Fy2_SlSlI3O5RzA/edit#slide=id.p30

2. Морянова Н.П., старший научный сотрудник ОИПП, к.п.н., доцент Проект современного урока

http://rudocs.exdat.com/docs2/index-575699.html

Приложение № 2

Выступление руководителя ШМО о технологии проектирования современного урока.

Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Прослеживаются большие преимущества иностранного языка перед другими предметами, т.к. в содержании и целях обучения языку уже заложен личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Для выполнения главной задачи - научить школьников общаться на иностранном языке, надо говорить о том, что их окружает и волнует: компьютерные игры, телефоны, спорт, модные наряды, проблемы с одноклассниками, родителями, уроки, учителя, домашние задания, школа, свободное время.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в целом.

Основополагающие принципы, которыми, должен руководствоваться учитель при подготовке урока иностранного языка:

- урок – часть всей системы обучения языку, и поэтому при разработке каждого урока учителю необходимо осознавать его как элемент этой системы, как еще один последующий шаг к достижению главной цели обучения языку;

- урок должен быть логически встроен в тему, каждая тема, в свою очередь, должна рассматриваться как элемент еще более крупной единицы, предназначенной для изучения. Поэтому проектирование урока должно начинаться с определения того, какую роль играет конкретно взятый урок в структуре изучения темы, раздела, курса.

К сожалению, мы испытываем трудности в комплексном подходе к проектированию каждого урока, поэтому не редки случаи, когда уроки больше похожи на хаотично разбросанные элементы мозаики.

Рассмотрим этапы деятельности учителя при проектировании урока

I. Планирование урока

Учитель оценивает свои возможности, желания, настраивает себя на позитивный результат деятельности.

1. Цель урока – их не должно быть много, достаточно одной или двух.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Задачи урока – они помогают раскрыть цели урока, их не должно быть много, но их должно быть достаточно.

3. Далее преподаватель направляет свою деятельность на отбор содержания материала к уроку, определяет методы, средства, формы общения, тип урока, технологии, применяемые на занятии для эффективной деятельности.

4. Учитель ставит цели, чтобы добиться результата деятельности учащихся.

(На этом планирование урока заканчивается, дети в процесс ещё не вовлечены.)

II. Ход урока

С момента начала урока повторяем на определённых его этапах пункты 1,2,3,4.

5. Деятельность учащихся – присутствует в каждом элементе урока.

6. Результат деятельности учеников контролируется.

Педагог оценивает, как эта деятельность приближает его и учеников к достижению целей урока. Если деятельность на уроке отклоняется от плана, то учитель имеет право произвести коррекцию плана урока для достижения позитивного результата.

7. Работает линия

деятельность ученика – деятельность учителя;

деятельность учителя - деятельность ученика;

соответствие результата – цели урока.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

(Урок закончен.)

III. Анализ урока

• Краткий

• Структурный

• Аспектный

• Полный

• Комплексный

Для организации деятельности педагога при подготовке, проведении, анализе урока Морянова Наталья Павловна, старший научный сотрудник Тверского областного иститута усовершенствования учителей., к.псих.н., доцент предлагает листы помощи по каждому блоку урока.

Блок А: Цели урока

1. Формирование специальных знаний

• Лингвистических (языковых, социокультурных, страноведческих).

• Специальные знания по видам речевой деятельности.

• О межпредметных связях.

• О способах деятельности (формируем умения и навыки).

• Об обществе (связь с жизнью общества, о профессиях и т.п.)

• О научном мировоззрении (картина мира, о способах познания мира, причинно-следственные связи.)

• Метод научного познания мира.

2. Формирование умений и навыков.

• Специальные умения и навыки по иностранным языкам (по видам речевой деятельности и т. п.) Общих навыков учебного труда (пользование учебником, справочниками, таблицами, компьютером, уметь конспектировать, планировать, проектировать, оформлять, готовить отчеты, писать рефераты, вести исследовательскую работу, добывать знания самостоятельно, готовиться к ЕГЭ и любому виду аттестации и т.п.)

• Формировать интеллектуальные навыки (сравнивать, анализировать, синтез, делать выводы.)

3. Формирование опыта творческой деятельности.

• Перенос знаний в новую ситуацию

• Видение проблемы и новой функции объекта

• Видение независимой альтернативы

• Построение принципиально нового способа решения проблемы.

4. Формирование воспитанности

• Нравственной

• Волевой

• Эстетической

• Эмоциональной

Блок Б: Задачи

1. Формирование

• Теоретических знаний

• Фактические знания

• Практические умения

• Трудовые умения

• Словесного мышления

• Наглядного мышления

• Образного мышления 2. Развитие

• Памяти

• Речи устной и письменной

• Познавательный интерес

• Навыки учебного труда

• Воли

• Эмоции

Блок В: Методы

• Объяснительно иллюстративный (Словесный, наглядный, практический)

• Репродуктивный

• Проблемное изложение (Проблемно – поисковый)

• Частично-поисковый

• Исследовательский

• Индуктивный, дедуктивный

• Методы работы под руководством учителя

• Методы самостоятельной работы

Блок Г: Средства обучения

Учебники, справочники, энциклопедии, компьютер, электронные учебники, интернет, ТСО, доска, мел, плакаты, музыка и т.п.

Блок Д: Формы общения

Групповые КСО, индивидуальные, коллективные, деятельная, игра и её виды и т.п.

Блок Е: типы уроков

• Вводный

• Тренировочный

• Контрольный

• Закрепления ЗУН

• Самостоятельная работа

• Урок с ТСО

• Практической работы

• Комбинированный урок • Повторительно-обобщающий

• Фантазирования

• Соревнования

• Открытых мыслей

• Турнир

• Диспут

• Эврика

• Зачет

• Творчества

• Спектакль • Конкурс

• Конференция

• Интегрированный урок

• Игра

• Сказка

• Взаимообучения

• КВН

• Путешествие

• Аукцион знаний

• Волшебный конверт

Блок Ж: технологии

1. Педагогические технологии с применением активных форм обучения:

• Развития критического мышления

• Коммуникативная технология

• Проектная технология

• Игровые технологии

• Проблемное обучение

• Развивающего обучения

• Компьютерные технологии

• Технология модульного обучения

2. Адаптивные педагогические технологии:

• Разноуровневое обучение

• Индивидуализация обучения

• Вальдорфская педагогика (руки – голова – сердце)

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трёх душевных способностей ребёнка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создаёт благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребёнка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.

• Суггестивная технология ( внушение)

• Адаптивная технология

• Французские мастерские

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей: не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; не дать знания пом

09.11.2017 17:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП