СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОДЕЛЬ ПОРТФОЛИО ПО АТТЕСТАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО ОКТЯБРЯ-НОЯБРЯ 2015 ГОДА.
Методические рекомендации
по оформлению портфолио
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности.
Экспертное заключение готовится экспертами на основании представленных аттестуемым информационно-аналитической справки, документов и материалов, которые подтверждают соответствие самооценки качеству профессиональной деятельности: копии документов о повышении квалификации, наличии наград, а также конспекты учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий с использованием образовательных технологий, справки о проведении открытых уроков, мастер-классов, отзывы и рецензии на методические работы и другое. Кроме этого требуются документально зафиксированные результаты, подтверждающие его индивидуальные достижения в разнообразных видах педагогической деятельности, собранных в индивидуальной папке - портфолио.
Портфолио демонстрирует уровень профессионализма, профессиональной компетентности и рефлексивную культуру педагогического работника.
Цель данных рекомендаций – конкретизировать требования к составлению и оформлению портфолио для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности педагогических работников.
Структура и содержание портфолио
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности за последние 3-5 лет.
Структура портфолио включает:
1. Титульный лист.
2. Перечень документов и материалов (содержание).
3. Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий
профессиональной деятельности педагогического работника, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности.
4.Информационно-аналитическая справка.
5. Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности.
На титульном листе указываются:
2. Перечень документов и материалов (содержание).
Перечень документов и материалов портфолио составляется в строгом соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности педагогического работника.
3. Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности педагогического работника, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности.
По каждому критерию аттестуемый выбирает 1 из вариантов предложенных баллов; баллы, указанные со знаком «+» - это бонусы; бонусы прибавляются к выставленному баллу по данному показателю (вне зависимости от их количества).
4. Информационно-аналитическая справка.
Основное содержание портфолио – это самооценка результатов деятельности педагогического работника, представленная информационно-аналитической справкой в соответствии с критериями и показателями оценки, характеризующими качество профессиональной деятельности аттестуемого за последние 3-5 лет работы и лист самооценки.
Структура информационно-аналитической справки должна полностью соответствовать критериям оценки качества профессиональной деятельности педагогического работника.
Проведение самооценки дает возможность педагогическому работнику адекватно оценить собственные притязания в отношении профессиональной аттестации, увидеть достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, определить задачи своего профессионального развития.
Для квалификационных категорий педагогических работников устанавливается следующий диапазон аттестационных баллов:
5. Документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности.
В данном разделе аттестуемый представляет документы и материалы, подтверждающие качество результатов его профессиональной деятельности, необходимые для подтверждения общих сведений и данных информационно-аналитической справки.
В своих комментариях к документам и материалам портфолио, аттестуемый может охарактеризовать исходный уровень развития учащихся (воспитанников), условия работы, обосновать полученные им результаты, дать необходимые, на его взгляд пояснения.
Документы и материалы располагаются в порядке, соответствующим критериям оценки качества профессиональной деятельности педагогического работника.
Оформление портфолио
Все материалы портфолио представляются на электронном и бумажном носителях: текст - шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный.
Объем информационно-аналитической справки – от 10 листов А-4 (ориентировочно – 1 лист на 1 критерий), общий объем портфолио зависит от количества представленных в нем документов и материалов.
Подготовленные документы и материалы по каждому из показателей вкладываются в отдельные файлы папки-скоросшивателя, каждый файл имеет номер и название, соответствующие показателю в структуре портфолио. Портфолио имеет сквозную постраничную нумерацию; номера страниц указываются в оглавлении.
Документы представляются в копиях, заверенных руководителем образовательного учреждения.
Портфолио аттестуемому не возвращается, отзыв на портфолио не дается.
Портфолио, оформленный с нарушениями данных требований, экспертами не рассматривается.
.
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности учителя и самооценка результатов педагогической деятельности
Критерий |
Показатели |
Оценка в баллах |
Самооценка в баллах, проставляемая учителем |
---|---|---|---|
1. Образовательные достижения учащихся (за последние 3 -5 лет); общее количество баллов - 9 |
1.1. Обученность учащихся в динамике (по конкретным классам, например, 5а, 6а, 7а - за три последовательных года обучения). |
0 баллов - отрицательная динамика обученности без объективных причин; 1 балл - обученность не меняется и не является оптимальной; 2 балла - обученность не меняется, но является оптимальной или наблюдается незначительная положительная динамика; 3 балла - значительная позитивная динамика обученности или обученность имеет стабильный высокий уровень. |
|
1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету (по конкретным классам - например, 5а, 6а, 7а - за три последовательных года обучения). |
0 баллов - отрицательная динамика качества знаний без объективных причин; 1 балл - качество знаний не меняется и не является оптимальным; 2 балла - качество знаний не меняется, но является оптимальным или наблюдается незначительная положительная динамика; 3 балла - значительная позитивная динамика качества знаний или качество знаний не меняется, но имеет стабильный высокий уровень. |
||
1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета (данные диагностики представляются по одному классу за период времени, определяемому учителем). |
0 баллов - показатель не раскрыт; 1 балл - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет менее 30%; 2 балла - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет до 50%; 3 балла - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет свыше 50%. |
||
Подтверждающие документы, заверенные руководителем ОУ: 1. Диаграммы, таблицы, справки, заверенные руководителем ОУ, и др. документы, подтверждающие данный показатель 2. Диаграммы, таблицы, справки, заверенные руководителем ОУ, и др. документы, подтверждающие данный показатель 3. Анализ анкетирования, мониторинга, данные психолога, справка и др. документы, подтверждающие данный показатель |
|||
2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету (за последние 3- 5 лет); общее количество баллов -9 |
2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету (конкурсы, проектная деятельность, кружки, НОУ и т.д., за исключением олимпиад, факультативов). |
0 баллов - учащиеся не вовлечены во внеурочную деятельность по предмету; 1 балл - вовлечено до 15% от общего количества учащихся; 2 балла - вовлечено 15-35% от общего количество учащихся; 3 балла - вовлечено более 35% от общего количества учащихся. |
|
2.2. Систематичность внеурочной деятельности по предмету |
0 баллов - внеурочная деятельность не представлена; 1 балл - единичные внеурочные мероприятия в течение учебного года, не требующие длительной подготовки; 2 балла - наличие программы или плана внеурочной деятельности по предмету, внеурочная деятельность обоснована и систематична; 3 балла - внеурочная деятельность обоснована и систематична, имеет разнообразные, в том числе инновационные формы. |
||
2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету при позитивной динамике количества призеров, победителей. |
0 баллов – особых достижений учащихся нет; 1 балл - учащиеся являются победителями олимпиад, конкурсов муниципального уровня; 2 балла - учащиеся являются победителями республиканских, олимпиад, конкурсов, соревнований; являются участниками всероссийских и международных конкурсов и проектов; 3 балла - учащиеся являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, соревнований, принимают участие в олимпиадах международного уровня. |
||
Подтверждающие документы, заверенные руководителем ОУ: 1. Диаграммы, таблицы, справки, заверенные руководителем ОУ, и др. документы, подтверждающие данный показатель 2. Перечень мероприятий, программа внеурочной деятельности, справка, заверенная руководителем ОУ, и др. документы, подтверждающие данный показатель 3. Грамоты, дипломы, справка, заверенная руководителем ОУ, и др. документы, подтверждающие данный показатель |
|||
3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий; общее количество баллов - 10 |
3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе (при наличии в портфолио конспекта урока). |
0 баллов – показатель не раскрыт; 1 балл - низкий уровень представленности показателя; 2 балла - средний уровень представленности показателя; 3 балла - высокий уровень представленности показателя. |
|
3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе |
0 баллов – ИКТ не используется; 1 балл - использование ИКТ сводится к мультимедийной презентации как современному средству наглядности; 2 балла - представлены разнообразные формы использования ИКТ; 3 балла – учитель использует дистанционные формы обучения; + 1 балл - учитель представляет инновационные формы использования ИКТ. |
||
3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета (при наличии в портфолио конспекта урока). |
0 баллов – показатель не раскрыт 1 балл - низкий уровень представленности показателя; 2 балла - средний уровень представленности показателя; 3 балла - высокий уровень представленности показателя. |
||
Подтверждающие документы, заверенные руководителем ОУ: 1. Конспект урока, справка, заверенная руководителем ОУ. 2. Презентации не менее, чем к 2 урокам (CD или распечатка на бумажном носителе), подготовленные в редакторе презентаций, подтверждающие обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий; интернет-ресурсы, электронные справочники, тесты и т. д.; наличие собственной электронной почты, наличие собственного сайта, или страницы на сайте образовательного учреждения, или блога и др. (с указанием адреса, скриншота страницы сайта и т.п.). 3. Конспект урока, справка, заверенная руководителем ОУ. |
|||
4. Профессиональное развитие учителя ( за последние 3-5 лет); общее количество баллов - 20 |
4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. |
0 баллов - освоение программ не представлено; 1 балл - освоение программ в форме проблемных семинаров; 2 балла - освоение программ повышения квалификации в форме стажировок, проблемных курсов очной, очно-заочной или дистанционной форм обучения (по выбору учителя); 3 балла - применение в образовательном процессе полученных в ходе повышения квалификации знаний и умений. +1 балл – за наличие индивидуальной программы профессионального самообразования педагога. |
|
4.2. Методическая работа по предмету. |
0 баллов – показатель не раскрыт; 1 балл – является наставником молодых учителей; 2 балла – является руководителем ШМО или творческой группы учителей в образовательном учреждении; 3 балла – является руководителем ГМО или творческой группы на муниципальном уровне; + 1 балл - является экспертом ЕГЭ или ГИА, членом жюри предметных олимпиад и конкурсов муниципального и (или) республиканского и т.д. уровней. |
||
4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т.ч. через Интернет |
0 баллов - педагогический опыт не обобщен; 1 балл - педагогический опыт обобщен на школьном уровне; 2 балла - педагогический опыт обобщен на муниципальном уровне; 3 балла - педагогический опыт обобщен на республиканском уровне; + 1 балл - педагогический опыт обобщен на федеральном уровне. |
||
4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет |
0 баллов – опыт не представлен; 1 балл – опыт представлен на школьном уровне; 2 балла – опыт представлен на муниципальном уровне; 3 балла – опыт представлен на республиканском уровне; +1 балл – за трансляцию опыта на федеральном уровне. |
||
4.5. Участие в профессиональных конкурсах |
0 баллов – нет участия в конкурсах; 1 балл – участие в конкурсах профессионального мастерства на школьном уровне; 2 балла - участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном уровне; 3 балла - участие в конкурсах профессионального мастерства на республиканском уровне; + 1 балл – за участие в конкурсах профессионального мастерства на федеральном уровне. |
||
Подтверждающие документы, заверенные руководителем ОУ: 1. Сертификаты; удостоверения; конспект урока, подтверждающий применение в образовательном процессе полученных в ходе повышения квалификации знаний и умений; 2. Выписки из приказа, справка, заверенная руководителем, копии сертификатов. 3. Документы, подтверждающие данный показатель. 4. Документы, подтверждающие данный показатель. 5. Документы, подтверждающие данный показатель. |
|||
Критерии по выбору учителя (2 из 4) |
|||
5.Здоровьесбережение в образовательном процессе; общее количество баллов - 4 |
Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся |
0 баллов - показатель не раскрыт; 1 балл - учитель оптимизирует учебный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся; 2 балла - представлены и описаны элементы здоровьесберегающих технологий, используемые учителем для укрепления здоровья учащихся; 3 балла – использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, +1 балл – наличие публикаций по проблеме здоровьесбережения в образовательном процессе. |
|
6.Вовлечение родителей в образовательный процесс; общее количество баллов - 4. |
Организация работы с родителями |
0 баллов - показатель не раскрыт; 1 балл – наличие положительных родительских отзывов; 2 балла - учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями; 3 балла - родители принимают активное участие в проведении мероприятий по предмету и в воспитательных мероприятиях. + 1 балл - педагог реализует запросы родителей к содержанию и организации образовательного процесса (примеры). |
|
7. Результаты итоговой аттестации учащихся (за последние 3- 5 лет); общее количество баллов - 4 |
Результаты итоговой аттестации учащихся |
0 баллов - показатель не раскрыт; 1 балл - соответствуют среднестатистическим на школьном уровне; 2 балла - выше среднестатистическим по муниципальному образованию; 3 балла - выше среднестатистических по республике; +1 балл - есть учащиеся, набравшие от 80 до 100 баллов или результаты выше среднестатистических по России. |
|
8.Развитие самоуправления учащихся; общее количество баллов - 4 |
Организация самоуправления учащихся в классе |
0 баллов - показатель не раскрыт; 1 балл - органы самоуправления в классе созданы, но учитель регулирует процесс самоуправления; 2 балла - органы самоуправления класса самостоятельно решают задачи при минимальном участии учителя; 3 балла - представлено участие класса в реализации социального проекта; +1 балл - представлено активное участие класса в жизни образовательного учреждения или социума. |
Максимальное количество баллов по всем критериям и показателям – 56
Количество баллов, необходимое для установления:
- высшей квалификационной категории 45-56
- первой квалификационной категории – 39-44.
© 2015, Ямбаршева Любовь Николаевна 1012