СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Технологии и методические приемы современного урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему:

«Технологии и методические приемы современного урока»

Составитель

Лукьянчикова Елена Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ»Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Технологии и методические приемы современного урока

Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагога насчитывается их более ста. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала;

- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции), видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства. В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа.

В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

В своей работе стараюсь применять игровые технологии.

Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»

- Какую по вашему мнению одежду носит звук [м]?

- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: [о], [м], [х ]или [ц]

( На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»)

-. Почему? Объясните свой ответ.

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [щ’] любит только зелёный цвет, а звук [ж] - только синий?

- Почему звуки [р] и [р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в «Страну сказок» и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей можно успешно справиться, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре.

Например, урок окружающего мирав 4 классе по теме «Природные зоны. Тундра».

Фрагмент урока

1. Актуализация знаний.

2. Определение темы урока.

3. Мотивизация на основе рефлексии.

- Сегодня мы будем работать по группам:

  • Первая группа -ботаники;
  • Вторая группа –зоологи;
  • Третья группа –экологи.

- Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать.

4. Деление на группы.

- Выберите для себя нужную карточку- «помокайку».

. - Займите места в группах.

5. Работа в группах.

- Возьмите листки для работы.

- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.

(Что растет? Кто живет? Как живут?)

- Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, и, главное, результативно ?

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия.

- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я.» Запишите эго.

- Кто поделится своими размышлениями вслух?

- Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.

. Наряду с другими технологиями использую технологии деятельностного метода. Эта модель предполагает проблемное обучение.

Приведу фрагменты уроков с использованием проблемного обучения

Фрагмент урока русского языка по теме «Склонение имён существительных»

- Прочитайте предложение:.

Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

-О ком волновалась женщина?(о сестре, о дочери).

– К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)

-Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)

-Выделите окончания. (-е, -и)

-Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями) Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты.

Фрагмент урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».

На доске записаны слова:

Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.

–Какая буква объединяет все слова?(ц)

-Какая буква написана после «ц»? (и, ы)

-Какой звук слышится в этих словах после «ц»? [ы]

-Какой вопрос у вас возникает?

В приведенных фрагментах, учитель одновременно предъявляет противоречивые факты.

Фрагмент урока математики по теме «Вычитание многозначных чисел» На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367

-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)

-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)

-В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?

Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Используются и проблемные ситуации. Приведу пример

Фрагмент урока «Окружающий мир».

Тема: «Охрана воздуха и воды от загрязнения»

Перед учащимися ведут дискуссию директор завода по изготовлению минеральных удобрений и говорящая рыба из рядом находящегося водоёма.

Директор завода: Я построил завод по выпуску минеральных удобрений.

Ученики: Это хорошо. Минеральные удобрения необходимы в сельском хозяйстве.

Говорящая рыба: Но он сливает отходы прямо в реку.

Ученики: Это плохо. Гибнут рыбы, засоряются реки.

Директор: Я провёл дорогу к городу, люди, живущие рядом, любят ею пользоваться.

Ученики: Это хорошо.

Рыба: Зато вырубил много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и вредных химикатов.

Ученики: Это плохо. Нарушается экологическое равновесие.

Учитель: Ребята, так что же надо сделать, чтобы и завод работал, и не страдала окружающая среда?

Ученики: Необходимо поставить на сливную трубу решётки-фильтры или устроить безотходный цикл производства.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Познавательная роль вопроса бесспорна. По словам Ю. И. Зуева, «удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания».

Приведу примеры проблемных вопросов:

– Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?

– Почему в сказке Х. К. Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?

– Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?

– Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?

– Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?

– Почему Володя – герой рассказа А. П. Чехова «Мальчики» – все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?

Необходимое условие успешности современного человека на мой взгляд-формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

  • Никогда не чищу зубы.
  • Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
  • Прочищаю зубы иголкой.
  • Полощу рот после еды.
  • Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
  • Почистив вечером зубы, не ем сладости.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.

Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:

Правый большой палец - это пальчик самый сильный, Левый большой палец - самый толстый и большой. Правый указательный - этот пальчик для того, Левый указательный - чтоб показывать его. Правый средний палец - этот пальчик самый длинный Левый средний палец - и стоит он в середине. Безымянный правый- этот пальчик безымянный Безымянный левый - он избалованный самый. Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.

В своей работе применяю и метод проектного обучения, так как данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык.

Как выбрать тему? В начальной школе это не так сложно. Берем учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы. В некоторых учебниках, темы текущих проектов представлены. Можно подобрать тему, которая интересует самого ребенка, это будет свободная тема. Тему мы подобрали, ребенок согласовал её с учителем, что же делать дальше?

Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:

  1. находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;
  2. собираем из этих источников нужную информацию;
  3. оформляем проект.

Оформить проект можно по-разному. В первом классе, обычно не бывает определенных требований, и оформить можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Обычное, стандартное оформление выглядит следующим образом:

На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

На второй странице содержание или оглавление проекта.

С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

Ведущее место в системах развивающего обучения занимает исследовательская работа обучающихся, особенно на уроках окружающего мира.

Фрагмент урока «Кожа –орган осязания».

Предлагается ситуация:

- Что произойдёт, если по какой-либо причине /сильный ожог, обморожение/ у человека будет повреждена большая часть кожи? /Ответы детей/.

- Что же такое кожа? Почему она так важна для человека и животных?

На этом уроке вы все станете исследователями и сможете найти ответы на эти вопросы и на следующие:

- Как устроена кожа? Какая она?

- Какое значение имеет кожа?

Дети самостоятельно с помощью лупы проводят исследование кожи на руках, стараются описать её свойства, используя слова: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки, куда включены и «лишние слова».

После определения свойств кожи учащиеся с помощью самонаблюдения, работая в группах, выясняют, каково строение кожи. Детям выдаются чёрные шерстяные тряпочки для обнаружения на тыльной стороне ладони отмерших клеток; лупа для рассматривания пор, волосков, кровеносных сосудов; пергаментная бумага, салфетки для обнаружения выделения жира на коже лба и носа.

Результаты самонаблюдений фиксируются на доске и в тетрадях.

Учитывая все сказанное, приведу пример структуры урока с использованием современных образовательных технологий

№п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность

Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

Настрой на урок

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах

Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений:сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Игровые технологии

Игровая ситуация

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания

6

Подведение итогов урока.

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод

Подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Ссоздание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

Учебная деятельность.

Участие в делах класса и школы.

Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.

Таким образом, перечисленные и другие технологии и методы обучения позволяют обучающимся при получении знаний занять активную позицию, но во многом эта активная позиция зависит от творческой деятельности учителя, которая призвана формировать у обучающихся интерес к самому процессу учения и расширению знаний.

Литература

  1. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005.
  2. Начальная школа № 2/06, с. 45.
  3. Начальная школа плюс До и после. № 8\05, с. 59.; № 5\04, с. 59- 60.; № 11\02, с. 29- 31
  4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Академия, 2001.
  5. Кукушкин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] /
  6. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении
  7. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе[Текст] /– Волгоград: Учитель, 2004. – 91 с.
27.02.2017 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!