СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

по теме:

«Осенние картины и настроение

в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Балахнина С.И.,

                                                                                           учитель начальных классов,

                                                                                            МБОУ «Красноясыльская СОШ»,

                                                                                            1 квалификационная категория.

 

 

Тема: Осенние картины и настроение в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»

Урок – исследование.

Цель: дать возможность исследовать осенние картины и настроение в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии. 2.Работать над выразительным чтением стихотворения. 3.Развивать речь, творческие способности учащихся. 4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному. 5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.                                             6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; постановка и формулирование проблемы

Личностные УУД: высказывать оценочные суждения

Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы; умение выражать свои мысли

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).

1. Мотивация

1. Просмотр презентации «Лес».

Какое время года нам представлено? (Осень в лесу)                                                                  Кто нам помог увидеть и услышать осень? ( Художник- краски, музыка- композитор)           Какое явление природы характерно для этого времени года? (Листопад)

Иван Алексеевич Бунин тоже назвал свое произведение «Листопад».

СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ ДИКТОРА.

2. Проблема ( гипотеза)

Может ли поэт передать в своем стихотворении настроение, краски осени, музыку?     Сформулируем тему урока.  Осенние картины и настроение в стихотворении И.А.Бунина «Листопад»

   Цель: Исследовать осенние картины и настроение в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

3. Составление плана

Объект исследования. Стихотворение «Листопад» И.Бунин.

Предмет исследования: осенние картины и настроение в поэзии.

  1. Узнать об авторе стихотворения, о настроении,  которое передает в своем стихотворении.
  2. О средствах художественной выразительности, которые использовал автор.
  3. О красках, которые использовал бы художник, если писал картину по этому стихотворению.
  4. О музыку, которую бы написал композитор по этому стихотворению.
  5.  Сделать вывод.  Как поэт передает настроение и картины в своем стихотворении.     

4. Работа по группам.

     Любое литературное произведение никогда не дает готовых ответов, оно требует размышления. Давайте на несколько минут станем историками, музыкантами, художниками, режиссерами.

1 . Историки.

1.Выписать из стихотворения и найти в словаре толкование некоторых слов.                                                                                      2. Рассказать об авторе.                                                                                                                                           3. Какое настроение передает автор в своем стихотворении.  ( Привести примеры из текста)                                                                                                                                              4.  События, которые происходят в стихотворении. (Привести примеры из текста)                                                                  

2.Режиссеры.                                                                                                                                 Сколько героев в стихотворении. Охарактеризуйте их. (Привести примеры из текста)  

   3.  Художники.

Сколько пейзажей можно нарисовать к стихотворению? Какие краски нужны для каждого пейзажа?    (Привести примеры из текста).   Выполнить рисунок по произведению.     

4. Музыканты.

Какая музыка может сопровождать стихотворение?   (Привести примеры из текста)  

 5.Обмен информацией.

Каждая группа, пара по очереди презентует свое задание. Ребята и учитель по ходу выступления делают поправки, если они есть.

1 . Историки.

Сообщение

2. Режиссеры.       

Сообщение                                                                                                                                       

3. Художники

А) Сообщение

  Б) Беседа  по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 

Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы: 1. Почему картина так называются? 2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем?                                                              3. С какими чувствами художник писал  эту картину?                                                                    4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Музыканты

А) Сообщение

 Б) Слушание отрывка П.И. Чайковского «Времена года» - «Осень»

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ЦЕПОЧКЕ

6. Работа со средствами  выразительности речи.

С помощью чего поэт может выразить настроение, картину природы? ( средства выразительности речи)

Эпитеты:

Сравнение:

Метафора:

- Почему автор слово Осень пишет с большой буквы? ( Она хозяйка леса, она изменяет природу)

- Почему автор повторяет несколько раз слово сегодня? ( Поэт пытается подчеркнуть ценность каждого дня. Именно сегодня можно увидеть самое ценное, а завтра его может не быть)

- Почему автор повторяет одни и те же слова в начале и в конце? ( Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел деревья, которые поразили его воображение в самом начале)

- Какая тема стихотворения? (Осень. Листопад) Основная мысль? (красота осени, необыкновенное чувство любви к этому времени года)

- Содержит ли название стихотворения основную мысль ?

- Какие слова показывают листопад?

6.Организация информации, обобщение

Смог ли поэт в своем стихотворении объединить настроение, картины природы, музыку?  Можно ли продолжить исследование по произведению И.А.Бунина «Листопад».

7. Подведение итогов. Рефлексия.

У каждого на парте лежат осенние листья, с помощью них передайте свое настроение об уроке, об оценке, которую бы поставили себе. Красный- отличное настроение «5». Желтый – немного грустное «4». Зеленый – надо быть активным «3». Наклеивают на картину.

Закончить урок начатой презентацией «Лес»

05.02.2015 09:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!