СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока по информатике 9 класс.
Предмет: Информатика и ИКТ.
Класс: 9 класс.
Автор УМК: Босова Л.Л.
Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Цель урока: сформировать представление об условном операторе в языке программирования Pascal. Научить составлять разветвляющиеся программы на языке Pascal.
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Необходимое техническое оборудование: сетевой компьютерный класс с установленным пакетом PascalАВС, мультимедиа проектор, презентация по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
П1. Знать, что такое разветвляющийся алгоритм, условный и составной оператор. П2. Уметь записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвления П3. Понимать в каких задачах применять условный оператор |
М1. Уметь самостоятельно планировать путь достижения цели М2. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами |
Л1. Алгоритмическое мышление необходимое для составления программ на языке программирования PascalАВС |
Организационная структура урока.
Типовые этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые универсальные учебные действия |
(2 мин.) |
Настроить детей на работу на уроке. |
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, напоминание о ПТБ. |
Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
М2 |
|
Проверка наличия и правильного выполнения домашней работы. |
Проверка наличия домашнего задания |
Учащиеся копируют папки с домашним заданием со своего USB-носителя в память школьного компьютера (в специально отведенное для этого место). |
М1 Л1 |
(4 мин.) |
Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. |
Работа с презентацией и интерактивной доской, с использованием информации для актуализации знаний. Вопросы для актуализации: |
Отвечают на вопросы учителя и решают задачу по теме прошлого занятия «Программирование линейных алгоритмов» |
М1, М2 Л1 |
|
Выявление темы, цели и задач урока у учащихся путем проблемной ситуации. |
Выдача проблемной ситуации, из которой помогает сформулировать тему, цели и задачи урока. Проблемная задача: 1.Придумайте всевозможные способы защиты вашего компьютера от злоумышленников 2.Самый эффективный метод – это вход пользователя под паролем. А что делает компьютер когда вы вводите правильный или неправильный пароль? 3.Давайте составим блок схему для такой программы. 4. А знаете ли вы как будет выглядеть программа для решения этой задачи на языке Паскаля? |
Ученики пытаются решить проблемную задачу. Возможные варианты ответов: 1) поставить охрану; 2)поместить компьютер в закрытое, недоступное место; 3) защита паролем. Возможный ответ: мы вводим пароль, если он правильный, то компьютер выполняет вход в систему, если пароль не правильный то просит опять ввести пароль. Формулируют тему урока и составляют цели и задачи на него. |
М1 Л1 |
(11 мин.) |
Организация деятельности учащихся для успешного освоения материала. |
Организовывает работу класса для успешного усвоения материала. Акцентирует внимание на новых понятиях условный оператор, полная и неполная форма условного оператора. Показывает примеры решения задач. |
Слушают учителя и конспектируют информацию со слайдов. |
П1, П2 М1, М2 Л1 |
(13 мин) |
Приобретение навыков решения задач при помощи написания разветвляющихся программ на языке программирования PascalABC. |
Организует практическую работу учеников за компьютерами. Организует контроль и самоконтроль учащихся в процессе выполнения практической работы. Помощь в решении задач нуждающимся ученикам. |
Самостоятельное выполнение практической работы за компьютерами. Сохранение программ в свои именные папки на ПК. |
П2, П3 М1,М2 Л1 |
|
Анализ урока и самоанализ. |
Подводит итоги урока, выставляет оценки за урок. Собирает оценочные листы. |
Учащиеся ставят себе оценки в Оценочный лист и сверяют ее с оценкой учителя. |
П2,П3 М1,М2 Л1 |
(2 мин.) |
Задание домашней работы. |
Учитель выдает карточки с домашним заданием. |
Получают карточки с домашним заданием, прочитывают их и задают вопросы по ним, если в этом есть необходимость. |
П3 М1,М2 Л1 |
Домашнее задание по теме «Программирование линейных алгоритмов».
Карточка с домашним заданием. Решите задачи и сохраните полученные программы на свой USB-носитель. Задача 1. Напишите программу, вычисляющую периметр прямоугольника, если известно что одна сторона равна конкретному числу (задается с клавиатуры), а другая в три раза больше первой Задача 2. В пяти тестовых опросах мальчик получил оценки. Составьте алгоритм и программу, которая определит среднее значение оценок, полученных мальчиком в пяти опросах. Задача 3. Напишите программу которая будет высчитывать стоимость1 килограмма 750 грамм яблок с указанием определенной цены за один килограмм. Задача 4. У вас имеется какая-то сумма денег, вы покупаете на них перчатки, портфель и галстук, цену которых указываете сами. Необходимо найти остаток денег после ваших приобретений. Найдите ошибку в программе и проверьте правильность вашего ответа. После выполнения позовите учителя. Program pokupka; a, b, d, den: real, ostatok: real; begin write («введите стоимость перчаток, портфеля и галстука»); readln (a, b, d); write («введите количество имеющихся у вас денег»); readln (den); oststok:=den – a - b-с; writeln ('после покупки у вас останется ',oststok, 'руб. '); readln; end. Критерий оценивания: «5» - 4 правильно решенных задач «4» - 3 правильно решенных задачи «3» - 2 правильно решенные задачи. |
Вопросы для актуализации знаний, размещенные на слайдах презентаций:
Вопрос на слайде. |
Ответ учащихся. |
Устный опрос: 1. В каких алгоритмах все действия выполняются один раз строго друг за другом? 2. В каких алгоритмах происходит выбор действия в зависимости от выполнения условия? 3. В каких алгоритмах есть повторяющиеся действия, пока выполняется заданное условие? 4. Какая структура изображена на рисунке? 6. 7. 8. Выберите правильный ответ: |
В линейных В разветвляющихся Цикл с предусловием Линейная Полное ветвление Неполное ветвление Цикл с предусловием Ответ: 1 |
Блок-схема к проблемной задаче.
Приложение 3.
Скриншоты презентации на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Приложение 4.
Вид карточки с практической работой в классе.
Карточка с практической работой в классе. Задача 1. Написать программу, проверяющую, принадлежность числа к интервалу (a;b] Задача 2. Напишите программу для решения системы уравнений: Задача 3. Напишите программу для решения задачи: «Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести на экран полученное число.» Задача 4. Напишите программу, которая выводила бы на экран название дня недели по запросу его порядкового номера. |
Вид оценочного листа ученика.
Оценочный лист ученика
|
Домашнее задание по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Карточка с домашним заданием. Решите задачи и сохраните полученные программы на свой USB-носитель. Задача 1. Составить блок схему и написать программу для решения следующей задачи: «Даны три числа. Вывести на экран то из них, которое больше» Задача 2. Написать программу, которая выводила бы на экран название месяца по запросу его порядкового номера. Задача 3. Составить блок-схему и написать программу для решения следующей задачи: «Дано четырехзначное число, проверьте является ли оно «Счастливым билетом». В ответе программа должна выдать ответ: счастливый билет или обычный билет» Задача 4. Критерий оценивания: «5» - 4 правильно решенных задач «4» - 3 правильно решенных задачи «3» - 2 правильно решенные задачи. |
© 2015, Дарченкова Екатерина Романовна 3464