СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Пустыни Антарктиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

Тема : Ледяные пустыни Антарктиды.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;
  • выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

  • Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт)
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать внимание, активность
  • развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

  • На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.
  • формировать умение работать в группе;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • учить уважительно относиться друг к другу

Оборудование: карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков, презентация к уроку, тесты для контроля знаний, конверты с заданиями для каждой группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать?

-На уроке вас ждут открытия, какими они будут. Большими или маленькими, но у каждого из вас они будут свои.

- Сегодня я предлагаю вам стать исследователями и отправиться в кругосветное путешествие. Как можно путешествовать не выходя из класса?

( по карте и глобусу)

II. Повторение изученного ( СЛАЙД )

-Вспомните, чем отличается глобус от карты?

-Что удобнее взять глобус или карту? Почему?

-Какие виды карт знаете?

-На карте проведены условные линии, они указывают направления на север, юг, запад, восток. Как называются эти линии? ( параллели и меридианы)

- Какое направление указывают меридианы? (меридианы север-юг, параллели- восток –запад)

- Как называются большие участки суши, окружённые водой? (МАТЕРИКИ)

-Назовите какие вы знаете материки и покажите на карте.

- Как называются огромные водные просторы, простирающие от одного участка суши до другого? (Слайд)

- Назовите и покажите океаны на карте.

- Кто открыл Тихий океан? ( Фернанд Магеллан)

-На каком материке находится пустыня Сахара?

- Что располагается по обе стороны экватора в Южной Америке?

- Чем условия жизни в экваториальном лесу отличается от жизни в пустыне?

- Послушайте и определите, о каком материке идёт речь?

( СЛАЙД )

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах Луны и Солнца… Это самый высокий и холодный материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцырем.

- О каком материке идёт речь? ( Антарктида)

- Назовите тему нашего урока

( СЛАЙД)

- Правильно. « Ледяные пустыни Антарктиды».

- Сформулируйте цель урока ( дети формулируют цель)

( СЛАЙД)

1. Познакомиться с особенностями природы Антарктиды. Задачи: 1.Познакомиться с особенностями ледникового покрова Антарктиды. 2. Выявить особенности климата. 3. Познакомиться с животным и растительным миром материка. 4. Учиться наблюдать, обобщать и делать выводы.

( СЛАЙД С ВОПРОСОМ)

- Какую территорию принято называть Антарктидой?

Антарктида лежит на крайнем юге планеты и поэтому название материка произошло от греческого слова «анти» — против, т.е лежащая против севера.

(Слайд)

Антарктида резко отличается от остальных пяти континентов нашей планеты. Это область самого большого оледенения на Земле. 99% территории Антарктиды покрыто мощным ледниковым покровом. В ледяном покрове содержится 80% всех пресных вод Земли.

С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – айсберги.

Айсберги создают серьёзную угрозу для судоходства. Столкновения с айсбергами стали причиной гибели ряда морских судов.

«Антарктида» Антарктида — суровый материк, по размерам, ни мал, не велик. Чаще «холодильником» его зовут и это правда, ведь нежарко тут. Здесь живут пингвины и моржи, но не могут здесь жить ежи. Льдом и снегом покрыты берега, каждый день здесь сильная пурга. В Антарктиде все не так как везде,- например, вот лето в январе. Странный климат там всегда,- у нас лето, там естественно, зима.

Физминутка

Работа в группах.

- У вас на столах лежат конверты с заданиями. Каждая группа должна выполнить своё задание.

Выступления учащихся:

1 группа: Исследователи географического положения

1. Какие океаны омывают берега Антарктиды?

2. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде?

2 группа: Исследователи климата

1. Назовите климатические особенности Антарктиды

2. Как образуются айсберги?

Ледники, сползающие с Антарктического материка, столь мощны, что, подходя к берегу, они не обламываются, а продолжают ползти по дну дальше в море, образуя вокруг Антарктиды «ледяной барьер». И только вдали от берегов, под действием ветра и волнения от ледяного барьера начинают откалываться колоссальные глыбы льда

3 группа: Исследователи растительного мира.

1. Какие растения произрастают на Антарктиде? Почему?

2. Почему нет постоянного населения Антарктиды?

4 группа:

Исследователи животного мира

1. Какие животные обитают на материке?

2. Какие месторождения полезных ископаемых найдены на материке?

Работа в рабочей тетради. с.41.

VII. Обобщение изученного об Антарктиде.

-Спасибо нашим исследователям за интересный материал. Я предлагаю сделать вывод о природных особенностях Антарктиды.

- Назовите климатические особенности Антарктиды: (низкие температуры; сильные ветры, снежные ураганы.) 1) Низкие температуры. 2) Сильные ветры. 3) Айсберги. 4) Своеобразный органический мир.

- Есть ли в Антарктиде постоянно живущее население? Почему? (Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там расположены научные станции.)

Перед вами на рабочем листе есть тест

напротив высказывания надо поставить + или -

1) Антарктида — это шестой материк земного шара.

2) На нем в большом количестве распространена растительность.

3) Ближе всего к Антарктиде расположен материк Евразия.

4) Айсберги – это колоссальные глыбы льда.

5) Антарктида –самый холодный материк планеты.

6) Расположена пустыня сахара.

7) Вечнозелёные леса Антарктиды.

VIII. Рефлексия. — Как прошло наше путешествие? Почему? — Добились вы поставленной цели?

- Что было интересного на уроке?

Домашнее задание.

  • с.117-119
  • р/т с. 47, № 107, 108
  • История открытия Антарктиды
05.12.2015 21:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс