Цели:
- формировать основы экологической культуры;
- развивать умения и навыки исследователя, познавательный интерес к
изучению окружающего мира;
- воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование:
- презентация «В гости к Медвежонку»;
- плакат «Правила природы соблюдай!»;
- рисунки детей;
- карточки – сигналы светофора;
- письмо Медвежонка.
Ход занятия.
1.Определение темы занятия.
Учитель: - Ребята, почтальон Печкин принёс нам письмо. Давайте его прочитаем.
Слайд 1 «Письмо»
(Учитель и дети читают письмо.)
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздаётся звонкий смех.
Приглашаю в гости всех!
Медвежонок.
Учитель:
- Куда же позвал нас Медвежонок? (В гости к себе домой, в лес.)
- Ребята, принимаете приглашение?
- Какие подарки возьмёте другу? (Мёд, малину, печенье, рыбу.)
- А что непременно должны знать и соблюдать путешественники? (Правила природы.)
2. Повторение Правил природы.
Незнайка: - Ух, успел! Вы хотели идти в гости к Медвежонку без меня? Учитель: - Мы тебя возьмём, если ты повторишь с нами правила природы.
Незнайка: - Зачем мне повторять, я их и так знаю!
(Слайд 2 «Правила Незнайки».)
1. Ты всегда иди в пути командира впереди.
2. Если весело идёшь – песню громко ты поёшь.
3. Если любишь ты животных, хочешь с ними поиграть, забери с собой из леса, посели их
под кровать.
4. Чтобы дома пахло лесом, ты нарви большой букет,
Ведь в лесу растений много, это, дети, не секрет.
Учитель: - Ребята, а вы будете соблюдать эти правила? (Дети помогают Незнайке, объясняя его ошибки.)
(Правила на слайде заменяются.)
1. В походе строем иди, командир - впереди.
2. В лесу тихонечко шагай, поющих птиц не распугай.
3. У зверей есть тоже дом, им всегда уютно в нём.
Брать к себе их жить нельзя, вместе пусть живёт семья.
4. Чтоб в лесу увидеть снова смог его ты красоту,
Ты не рви цветы для дома, сохрани его листву.
Незнайка: - Спасибо, ребята, что помогли понять ошибки, а то я обязательно заблудился бы и к другу не дошёл.
3. Путешествие по лесу.
Учитель : - Вот мы и в лесу. (Слайд 3 « Лес из деревьев, травы»)
- Но лес – это не только деревья, трава. Здесь растут и другие растений. Какие?
(Появляются названные детьми растения : кустарники, цветы, ягоды, грибы) (Слайд 4 «Кустарник, ягоды, грибы.»)
- Да, растений в лесу очень много. Как вы думаете, может среди них есть ненужные? Какую пользу они приносят?
(Дети перечисляют «работу» растений: выделяют кислород, являются домом и пищей для животных, люди используют растения дл изготовления лекарств, в парфюмерии, для строительства, делают мебель, бумагу, украшают нашу жизнь.)
(Слайд 5 «Зелёная работа»)
- Но, к сожалению, сейчас многие растения стали редкими. Почему? (Их рвут с корнем, вытаптывают, вырубают леса для строительства, а молодые не сажают.)
4. Важная работа «Красной книги».
- Люди создали специальную книгу, в которой записали названия исчезающих растений и животных. Что это за книга? (Красная книга природы. Красный цвет – сигнал опасности. Стоп – не губите живое!)
(Слайд 6 «Красная книга»)
- Как работает Красная книга растений? (Она нас информирует, какие растения в опасности, в беде, чтобы люди их охраняли и размножали. )
- Красная книга Ставропольского края была обновлена в 2008 году. В неё занесены 36 видов животных, растений и грибов, подлежащих охране.
- Некоторыми растения из этой книги вы любовались в походе. Они растут у нас, в окрестностях Кисловодска. Вы их не сорвали, а нарисовали, сделали аппликацию, и у нас получилась своя цветочная Красная книга.
(Слайд 7 «Растения Кисловодска»)
Незнайка: - Я тоже понял!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Учитель: - Выращивайте цветы для букетов сами, на даче, на клумбе, в горшочке.
5. Хитрые вопросы Незнайки:
Незнайка: - А можно «вырастить» и сказочный цветик – семицветик . Он задаёт вам хитрые вопросы.
- Какие цветы боятся дождя? (бумажные)
- Какое растение можно расчёсывать?? (лён)
- Какой первоцвет занесён в Красную книгу. (подснежник)
- Какие растения использует Медвежонок для лечения простуды? (липа, малина)
- Какое растение успокаивает и кошек, и людей. (валериана)
- Название какого растения говорит, где оно живёт? (подорожник)
- Как поступишь, если встретишь в лесу красиво цветущее растение? (сфотографирую, зарисую, постою полюбуюсь, сдалаю рисунок или поделку)
6. Обитатели леса.
Учитель: - Цветы нужны не только нам. Кому ещё?
(насекомым, они собирают нектар)
- Лес без насекомых и представить нельзя.
(Слайд 8 «Насекомые»)
Некоторые виды насекомых, несмотря на самую многочисленную группу животного мира, тоже исчезают. Почему?
(Вырубают леса, где они живут. .ради забавы ловят бабочек.)
- Запомните самые простые правила: не ловите бабочек, стрекоз, божьих коровок, не разоряйте муравейники, не обрывайте паутину, не убивайте пауков. Без них природа погибает.
– Каких животных ещё не хватает? (зверей)
(Слайд 9 «Звери»)
- Все звери тоже требуют к себе бережного отношения. – Теперь все жители леса на месте? (нет птиц)
(Слайд 10 «Птицы»)
- Какую пользу приносят птицы?
(Поедают вредных насекомых, мышей, спасая урожай на полях)
- Птицам тоже достаётся от людей, которые не знают простых правил. А вы знаете?
(Не ловить здоровых птиц, не уносить их домой, не разорять птичьих гнёзд, не брать птенцов из гнезда, подкармливать, делать кормушки)
– Ну, а теперь это – настоящий лес? Мне кажется, чего-то всё-таки не хватает. Закройте глаза. Почему нет ощущения, что вы в лесу?
(не слышим звуков леса)
(Слайд 11 «Лес»)
- Закройте глазки, посидите, отдохните.
(Звучат голоса птиц)
– Теперь уж точно, как будто прогулялись по самому настоящему лесу. Ещё я вам совет хочу дать:
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет, как рукой.
7. Работа в парах.
Учитель: - Лес – наш зелёный друг. Он и воздух очищает, и является кладовой – отдаёт человеку свои дары: грибы, ягоды, орехи. Про лес народ сочинил даже пословицы и поговорки. У вас на партах листочки с пословицами. Но пословицы рассыпались. Найдите и соедините линией их части.
(Слайд 12 «Собери пословицы»)
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему свету краса.
Лес не школа, а всех учит.
По лесу ходи, под ноги гляди.
8. Встреча с Медвежонком. (Слайд 13 « Медвежонок»)
Незнайка: - Кто там топает, сопит? (Входит запыхавшийся Медвежонок.)
Учитель: - А вот и медвежонок. Спасибо, дружок, за приглашение!
Медвежонок: - А я вам хочу сказать спасибо за то, что много знаете про лес. И хочу показать, какой прекрасный, удивительный мир вас окружает. Смотрите!
(Музыка, слайды 14, 15, 16 «Лесная жизнь»)
Ты природу береги,
Сохраняй её богатства!
И она подарит нам
Чистый воздух, плеск воды,
Доброту лесного братства.
Учитель: - Спасибо, медвежонок, мы постараемся.
9. Правила поведения в природе. Игра «Лесные правила».
Медвежонок: – Ребята, вы пришли в лес, вы - его гости. А как гости должны себя вести? (Уважать правила дома.)
- Я назову правила поведения в природе, а вы, если одобряете его, показывайте зелёный свет, нет – красный:
- Можно ли ломать ветки деревьев,
- убирать мусор,
- рвать огромные букеты цветов в лесу,
- ловить птенцов,
- подкармливать птиц, ловить лягушек,
- разрушать муравейники, ловить стрекоз,
- сажать деревья, делать кормушки,
- кричать и шуметь в лесу,
- незнакомые грибы сбивать палкой.
Учитель: – Природа нуждается в защите. Об этом сейчас думает всё население планеты. И это дело не только взрослых. Школьники тоже могут внести свой вклад. Что можете сделать вы? Вы должны были подумать об этом дома, а сегодня рассказать.
(Ребята комментируют свои рисунки по теме «Природа – наш дом».)
10. Итог занятия.
Незнайка: - Подходит к концу наше путешествие.
Люби природу! Изучай!
Приумножай! Оберегай!
Ведь в любое время года
Нас учит мудрая природа:
(Слайд 17 «Люби природу»)
Медвежонок:
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе!