СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для детей по теме «Перелетные и зимующие птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение комбинированного вида детский сад №23 «Волжские капельки»

городского округа Тольятти

Конспект интегрированного занятия

для детей подготовительной группы

по теме «Перелетные и зимующие птицы»

Подготовила: Турсаметова Н. Н.

2009 — 2010 учебный год

Цель: Закрепить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Программные задачи.

Дать детям представление о разнообразии птиц (внешний вид, среда обитания и т.д).

Учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Воспитывать любовь к птицам и их питомцам, желание помогать им.

Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.

Расширить и активизировать словарный запас:перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», мнемотаблицы, графическая модель с обобщёнными признаками птиц.

Ход занятия

Воспитатель (выставляя графическую модель птиц):

  • Кому посвящена наша встреча, догадались? (Дети, рассматривая модель, приходят к выводу, что разговор пойдёт о птицах).
  • Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). В какое время года птиц больше?
  • Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края?
  • А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов?
  • Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться).
  • А как отличить насекомоядных птиц вы знаете? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите на фотографии. Вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей. А вот и трясогузка.
  • Кто-нибудь из вас видел трясогузку?
  • Почему её называют спутником человека? Трясогузки удобно ловить насекомых? Можно её назвать перелётной птицей? Почему?

Воспитатель, показывая мнемотаблицы птиц:

- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (Воспитатель с детьми рассматривают фотографии овсянки, чижа, зяблика). А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. (Воспитатель предлагает рассмотреть фото гуся и сравнить его с трясогузкой).

  • А почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
  • А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался»? (Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания).

Воспитатель: (показывая рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи).

- Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают, почему? Они летят в основном ночью: так безопаснее. А знаете вы, что во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой(показывая мнемотаблицы): журавли летят клином, гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы) компаний не признают: летят в одиночку.

- А знаете вы, куда птицы улетают? (Ответы детей)

Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит» (воспитатель раздает каждому ребенку фото птиц, на столах мнемотаблицы, надо собраться в стаи около своей таблицы и встать по порядку очерёдности отлёта птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края).

Ребенок читает стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще.

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрный

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Входит Зимушка-Зима:

  • Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки о озера, деревья и земля. Животные и те приготовились к встрече со мной. А вы знаете ка? (ответы детей) Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, меня не боятся и остаются зимовать? Отгадайте загадки:

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.( Ответы детей, звучит аудиозапись чириканья)

  • Эта птица — непоседа

Одного с березой цвета.

Кто это? (Ответы детей)

  • Какие звуки издает сорока? (Звучит запись. Напоминают треск, стрекот)
  • Она маленькая птичка,

А зовут ее. (Ответ детей)

  • Послушайте, какие звуки издает синичка. (звучит запись)
  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Ответы детей) Послушайте как он поет.

  • Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!(Ответы детей)

  • Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Кле-кле-кле — поет со свистом? (Ответы детей)

  • Носит серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь — кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар-кар. (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем в ворон.

Проводится физминутка.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Дети бегают, размахивают руками и кричат:»Кар-кар-кар».

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Дети садятся на корточки, кладут руки под щеку — засыпают.

Зима:

  • Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а синица.
  • У синицы клюв тонкий, а у дятла.
  • Ворона большая, а воробей.
  • Клест нарядный, а воробей.
  • Синицы высиживают птенцов летом, а клест.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Воспитатель:

  • Ребята, если снегирь мало двигается, то он какой?(Малоподвижный)
  • Если у сороки черная голова,то она какая?(Черноголовая)
  • Если у сороки черный хвост, то она какая?(Чернохвостая)
  • А если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый)
  • А про кого из зимующих птиц можно сказать мой(клест, дятел, снигирь, воробей, голубь), моя(ворона, синица, свиристель, овсянка.), мои?
  • Вы запомнили, кто как поет?(Воробей — чирикает, …)
  • Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья, огороды, поля; радуют песнями, украшают природу.)
  • Как и чем мы можем помочь птицам перезимовать?(Подкормить)

Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»

Зима:

Теперь я спокойна — вы не оставите птиц в беде. Мне пора уходить, А когда выйдете на прогулку, я с вами поиграю. До свидания!

Итог занятия.

06.12.2015 20:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!