СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
ПОДВЕСТИ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО ВОЗДУХ ЕСТЬ ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС; ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ОН ЗАНИМАЕТ МЕСТО И ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ, А ТАКЖЕ ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВЕТЕР – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
ВОСПИТЫВАТЬ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЬ ЕГО ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ЛАБОРАТОРИЯ, ПРОЗРАЧНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ, ОПЫТЫ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ НА ПРОГУЛКЕ;
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ И ПРЕДМЕТАМИ ИЗ МЕТАЛЛА, ПЛАСТМАССЫ, КАМНЯ, СТЕКЛА И ПЕСКА;
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРАБЛИКОВ С ПАРУСАМИ, ВЕЕРОВ.
ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ (ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ) СТАКАНЧИКИ С ВОДОЙ, ТРУБОЧКИ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ИГРУШКИ, БАНОЧКИ И ДР. ПРЕДМЕТЫ 2 ПОДНОСА СУНДУЧОК КУЗИ ИГРУШКА «ДОМОВЁНОК КУЗЯ», ШИРМА КОРАБЛИКИ ИЗ ПЕНОЛЛАСТА СОСУД – «МОРЕ» ДЛЯ КОРАБЛИКОВ САЛФЕТКИ БУМАЖНЫЕ, ВЕЕРА АПЕЛЬСИН, ЧЕСНОК ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ
1.ДЫБИНА О.В., РАХМАНОВА Н. П. «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»: ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.-М.:ТЦ СФЕРА, 2004. -192с.
2.СМИРНОВ Ю.И. ВОЗДУХ: КНИЖКА ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ. СПб.,1998.
3.ПЕРЕЛЬМАН Я.И. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ОПЫТЫ. ЕКАТЕРИНБУРГ, 1995.
4.ДИТРИХ А., ЮРМАН Г., КОШУРНИКОВА Р. ПОЧЕМУЧКА. М., 1992.
5.МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ В БОЛЬШОЙ МИР: ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ/ авт.-сост. В.Ю.ДЬЯЧЕНКО, О.П. ВЛАСЕНКО.- ВОЛГОГРАД: УЧИТЕЛЬ, 2008.- 138с.
6.БЕЛАЯ К.Ю. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ИГРЫ.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
7.Н.Г. КАЛЕГИНА :ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. КАЗАНЬ-1994.
ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, ВНИМАТЕЛЬНО ПОСЛУШАЙТЕ И ОТГАДАЙТЕ МОЮ ЗАГАДКУ:
ОН НАМ НУЖЕН, ЧТОБ ДЫШАТЬ,
ЧТОБЫ ШАРИК НАДУВАТЬ.
С НАМИ РЯДОМ КАЖДЫЙ ЧАС,
НО НЕВИДИМ ОН ДЛЯ НАС!
ЧТО ЭТО?
ДЕТИ: Воздух!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
ДОМОВЁНОК КУЗЯ (появившись из-за печки):
Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
КУЗЯ: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
ВОС-ЛЬ: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
ДЕТИ: Нет, не видим.
ВОС-ЛЬ: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
ДЕТИ: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
КУЗЯ: Вот – вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
ВОС-ЛЬ: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
КУЗЯ: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
ВОС-ЛЬ: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
ДЕТИ: Да
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
ВОС-ЛЬ: Возьмите пакет. Что в нём?
ДЕТИ: Он пуст.
ВОС-ЛЬ: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите,какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
ДЕТИ: В нём нет воздуха.
ВОС-ЛЬ: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
КУЗЯ: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется,был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
ВОС-ЛЬ: Конечно Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
КУЗЯ: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?».
(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
ВОС-ЛЬ: Молодцы ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
КУЗЯ: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно. А внутри человека воздух есть?
ВОС-ЛЬ: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2. С трубочкой.
ВОС-ЛЬ: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
ДЕТИ: Выходят пузырьки.
ВОС-ЛЬ: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
ДЕТИ: Мыльные.
ВОС-ЛЬ: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» (под музыку).
ВОС-ЛЬ: Кузя как ты думаешь что находится внутри мыльных пузырей?
КУЗЯ: Конечно, же мыло!
ВОС-ЛЬ: Ребята прав Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
КУЗЯ: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
ВОС-ЛЬ: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
ДЕТИ: Нет
Опыт 3. С салфеткой.
ВОС-ЛЬ: А с салфеткой видно?
ДЕТИ: Да.
ВОС-ЛЬ: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
ИГРА « КОРАБЛИКИ».
ВОС-ЛЬ: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
КУЗЯ: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.
ВОС-ЛЬ: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!
Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
ДЕТИ: В лицо дует ветерок.
ВОС-ЛЬ: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
КУЗЯ: Как, эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
ВОС-ЛЬ: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
КУЗЯ: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.
ВОС-ЛЬ: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 6. «НЕ ДЫШУ».
ВОС-ЛЬ: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Как много мы узнали сегодня о воздухе:
(Воспитатель говорит, а дети показывают иллюстрации)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1)
Что воздух легче воды (рис.2)
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей (рис.3)
Без воздуха ничто живое не может жить (рис.4)
Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.5)
Что ветер – это движение воздуха (рис.6)
ВОС-ЛЬ: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
КУЗЯ: Я тут!(дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
ВОС-ЛЬ: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад
© 2015, Нугуманова Алина Ильгизовна 1967