СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «НЕВИДИМКА – ВОЗДУХ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

ПОДВЕСТИ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, ЧТО ВОЗДУХ ЕСТЬ ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС; ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ОН ЗАНИМАЕТ МЕСТО И ОБЛАДАЕТ СВОЙСТВАМИ, А ТАКЖЕ ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ВЕТЕР – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИВАТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

ВОСПИТЫВАТЬ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ЖЕЛАНИЕ ИССЛЕДОВАТЬ ЕГО ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СПОСОБАМИ.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

ЛАБОРАТОРИЯ, ПРОЗРАЧНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ, ОПЫТЫ.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ НА ПРОГУЛКЕ;

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ И ПРЕДМЕТАМИ ИЗ МЕТАЛЛА, ПЛАСТМАССЫ, КАМНЯ, СТЕКЛА И ПЕСКА;

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРАБЛИКОВ С ПАРУСАМИ, ВЕЕРОВ.

ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ (ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ) СТАКАНЧИКИ С ВОДОЙ, ТРУБОЧКИ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ ИГРУШКИ, БАНОЧКИ И ДР. ПРЕДМЕТЫ 2 ПОДНОСА СУНДУЧОК КУЗИ ИГРУШКА «ДОМОВЁНОК КУЗЯ», ШИРМА КОРАБЛИКИ ИЗ ПЕНОЛЛАСТА СОСУД – «МОРЕ» ДЛЯ КОРАБЛИКОВ САЛФЕТКИ БУМАЖНЫЕ, ВЕЕРА АПЕЛЬСИН, ЧЕСНОК ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

1.ДЫБИНА О.В., РАХМАНОВА Н. П. «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»: ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.-М.:ТЦ СФЕРА, 2004. -192с.

2.СМИРНОВ Ю.И. ВОЗДУХ: КНИЖКА ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ. СПб.,1998.

3.ПЕРЕЛЬМАН Я.И. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ОПЫТЫ. ЕКАТЕРИНБУРГ, 1995.

4.ДИТРИХ А., ЮРМАН Г., КОШУРНИКОВА Р. ПОЧЕМУЧКА. М., 1992.

5.МАЛЕНЬКИЕ ШАГИ В БОЛЬШОЙ МИР: ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ/ авт.-сост. В.Ю.ДЬЯЧЕНКО, О.П. ВЛАСЕНКО.- ВОЛГОГРАД: УЧИТЕЛЬ, 2008.- 138с.

6.БЕЛАЯ К.Ю. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ИГРЫ.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

7.Н.Г. КАЛЕГИНА :ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. КАЗАНЬ-1994.

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЕБЯТА, ВНИМАТЕЛЬНО ПОСЛУШАЙТЕ И ОТГАДАЙТЕ МОЮ ЗАГАДКУ:

ОН НАМ НУЖЕН, ЧТОБ ДЫШАТЬ,

ЧТОБЫ ШАРИК НАДУВАТЬ.

С НАМИ РЯДОМ КАЖДЫЙ ЧАС,

НО НЕВИДИМ ОН ДЛЯ НАС!

ЧТО ЭТО?

ДЕТИ: Воздух!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

ДОМОВЁНОК КУЗЯ (появившись из-за печки):

Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

КУЗЯ: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

ВОС-ЛЬ: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

ДЕТИ: Нет, не видим.

ВОС-ЛЬ: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

ДЕТИ: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

КУЗЯ: Вот – вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

ВОС-ЛЬ: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

КУЗЯ: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

ВОС-ЛЬ: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

ДЕТИ: Да

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

ВОС-ЛЬ: Возьмите пакет. Что в нём?

ДЕТИ: Он пуст.

ВОС-ЛЬ: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите,какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

ДЕТИ: В нём нет воздуха.

ВОС-ЛЬ: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

КУЗЯ: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется,был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

ВОС-ЛЬ: Конечно Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

КУЗЯ: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?».

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

ВОС-ЛЬ: Молодцы ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

КУЗЯ: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно. А внутри человека воздух есть?

ВОС-ЛЬ: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. С трубочкой.

ВОС-ЛЬ: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

ДЕТИ: Выходят пузырьки.

ВОС-ЛЬ: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

ДЕТИ: Мыльные.

ВОС-ЛЬ: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» (под музыку).

ВОС-ЛЬ: Кузя как ты думаешь что находится внутри мыльных пузырей?

КУЗЯ: Конечно, же мыло!

ВОС-ЛЬ: Ребята прав Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

КУЗЯ: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

ВОС-ЛЬ: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

ДЕТИ: Нет

Опыт 3. С салфеткой.

ВОС-ЛЬ: А с салфеткой видно?

ДЕТИ: Да.

ВОС-ЛЬ: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

ИГРА « КОРАБЛИКИ».

ВОС-ЛЬ: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

КУЗЯ: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

ВОС-ЛЬ: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

ДЕТИ: В лицо дует ветерок.

ВОС-ЛЬ: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

КУЗЯ: Как, эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

ВОС-ЛЬ: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

КУЗЯ: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.

ВОС-ЛЬ: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «НЕ ДЫШУ».

ВОС-ЛЬ: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как много мы узнали сегодня о воздухе:

(Воспитатель говорит, а дети показывают иллюстрации)

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1)

Что воздух легче воды (рис.2)

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей (рис.3)

Без воздуха ничто живое не может жить (рис.4)

Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.5)

Что ветер – это движение воздуха (рис.6)

ВОС-ЛЬ: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

КУЗЯ: Я тут!(дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

ВОС-ЛЬ: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад

30.10.2015 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!