СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Конструирование уроков для развития ключевых компетенций учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов.

С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы- между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами. При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего? Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.

Изменения в характере образования конца XX - начала XXI века заключаются в его направленности, целях, содержании.Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании, который присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

В 2018 году я набрала 1 класс, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи и начала работать по ФГОС. Одной из важных задач моей работы с 1 класса является формирование у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Вопрос о ключевых компетенциях является сегодня предметом обсуждения во всем мире. В педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализациякомпетентностногоподхода в образовании.

Компетентностный подход– это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Компетентный ученик — это сформированная личность, готовая совершенствовать свои знания, расширяя их границы, способная нести ответственность за свои действия.

В начальной школе компетентность также предполагает умение: Находить —черпать информацию, консультироваться с педагогами, чтобы критически относиться к информации, устанавливать взаимосвязи и последовательности действий, принимая ту или иную точку зрения. Сотрудничать— взаимодействовать с группой людей, работать в паре, договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, сдерживать свое слово. Действовать — вносить свой вклад в работу группы, принимать возложенную функцию, организовывать собственную работу и деятельность других участников. Адаптироваться — противостоять сложностям, задействовать специальные ресурсы и технологии для коммуникации и поиска информации.

Доктор педагогических наук А.В.Хуторской, основываясь на главных целях образования, выделяет следующие группы ключевых компетенций:

ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

1. Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3.Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции.

Эти компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также вокружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

5.Коммуникативные компетенции.

Данные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

6.Социально-трудовые компетенции.

Это компетенции, связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Перечисленные компетенции называют ключевыми (основными), т.к. формируются на всех уроках и внеурочных занятиях.

Задача педагога, особенно учителя начальных классов, помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке так, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Приведу примеры развития ключевых компетенций на уроках, проведенных мною во 2 «Б» классе.

В 1 четверти я провела урок технологии по теме: «Можно ли сгибать картон? Как? Африканская саванна». Это был урок открытия нового знания, урок-практикум. Цель урока: создание условий для приобретения первоначального опыта практической и творческой деятельности в процессе формирования элементарных технологических знаний и умений при выполнении приема биговки, работе с шаблонами.В начале урока, наэтапемотивиро­ваниекучебнойдеятельностинастраиваюучениковнаурок, проверяюготовность.Класс делится на две группы, детиорганизуютсвоера­бочееместо,проверяютналичиеиндивидуальныхучебныхпринадлежно­стейнапарте. Дежурныйпоклассупомогаетконтролироватьготовностькуроку. На этапе поста­новки учеб­нойзадачидетисравниваютобразцыбумагиикартона, называютотличиекартонаотбумаги, пробуютсогнутьразныепотолщинелистыкартона.Возникает проблема – толстый картон не удается согнуть.Оченьчастовподелкахнеобходимосогнутьлисткартона. Нужнонайтитакойтехнологическийприём, которыйбыдалвоз­можностьсгибатькартоннуюзаготовку. Далееучащиеся пытаются сформулироватьцельурока.У второклассников возникает затруднение с поиском решения проблемы. Тогда направляю найти необходимую информацию в учебнике Технология для 2 кл. (с.30). Ребята рассматривают иллюстрацию, знакомятся с новым термином биговка, пробуют применить новый прием для сгибания картона.Предварительно провожу инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Далее работаем по иллюстрации в учебнике. Спрашиваю ребят: «Знаете ли вы этих животных? Где они живут? Где можно найти интересные сведения об этих животных?» На глобусе находим Африку. Во время подвижной физкультминутки перемещаемся в Африку! Смотрим видеоролик «Животные саванны». Затем ребята выбирают одно животное, подбирают шаблон. Повторяем правила работы по шаблону. Учу ребят по памятке проводить анализ изделия. В группах ребята обсуждают последовательность выполнения изделия. В ходе практической работы учу детей сотрудничать, обращаться за помощью. В конце урока изделия собираем в общую композицию. Подводим итоги выполненной работы. На «лестнице успеха» учащиеся отмечают свои достижения на уроке. Ребята оценивают свою деятельность и работу группы. Даю задание: придумать применение своему изделию. На с.33 учебника ребята читают совет – узнай больше о жизни животных других стран. Ищи информацию при помощи взрослых в журналах, энциклопедиях и Интернете. Дежурный ученик контролирует порядок на рабочих местах.

Таким образом, на уроке технологии я работала над развитием у учащихся ключевых компетенций:информационных, социально-трудовых, учебно – познавательных, коммуникативных и компетенций личностного самосовершенствования.

Подбирая материал для обобщения своего опыта работы, я вспомнила урок литературного чтения, проведенный в начале учебного года.Первый урок и первый раздел в учебнике называется «Самое великое чудо на свете». Цель урока: в игровой форме ввести учащихся в мир литературного чтения, дать им возможность самим ознакомиться с разделом «Самое великое чудо на свете»; обобщить полученные знания на уроках чтения в 1 классе. На этапе формули-ровки темы и постановки цели урока спрашиваю ребят: «Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?» Дети высказывают предположения. В ходе беседы ребята называют, что для них является чудом. (Что-то необычное, волшебное…) Далее с помощью текста в учебнике подвожу к выводу о том, что очень важно для человека уметь читать, нужно научиться правильно обращаться с книгами. Все вместе читаем отрывок из текста: «А вот известный писатель Максим Горький сказал: «Книга- это великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком». Ты согласен с ним?» Дети отвечают на вопрос, я предлагаю памятки: «Я согласен, потому что.», «Я не согласен…», «Я думаю,…». Арина и Леня сразу спросили, а кто такой М. Горький? На этот случай у меня была готова презентация. Далее на уроке речь шла о первых книгах и первых библиотеках. В конце урока учащиеся получили творческое задание: подготовить рассказ о своей домашней библиотеке. Следующий урок литературного чтения начали с проверки домашнего задания. Ребятаучились выступать перед публикой, выходили к доске, рассказывали о домашней библиотеке, показывали любимые книги. Очень эмоциональный рассказ был у Вадима, рекламировал перед одноклассниками энциклопедию. Весь класс учился слушать выступающего у доски.

Таким образом, на данном уроке формировала и развивала общекультурные, коммуникативные, информационные, учебно - познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Всем знакома «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. На уроках по данной теме ребята учились выразительно читать, сравнивать героев сказки по их поведению, учились находить в тексте и определять по словарю значение непонятных слов (например, слова корысть и корыстолюбивый), учились составлять план и пересказывать отрывки из сказки. На уроках использовала разные виды работы с текстом. Работая в парах, ребятам нужно было главную мысль сказки соотнестис пословицами. Перед учащимися ставила проблемные вопросы: Хорошо или плохо закончилась сказка? Как бы вы поступили на месте старухи? Рыбки? В ходе работы над содержанием сказки важно было подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь им определиться в той или иной жизненной ситуации. В игровой форме предлагала ребятам закончить предложения: Если будешь жадным (злым, корыстным, грубым), то….

В заключение работы над произведением А.С. Пушкина совместно «нашли» выражение из сказки, которое стало крылатым: «Остаться у разбитого корыта».«А приходилось ли вам остаться у разбитого корыта?» На этот вопрос несколько учеников класса привели примеры из жизни. Катя: «В магазине я долго не могла выбрать игрушку. Мне хотелось и куклу, и новую посуду, и мягкого зайку. Но мне ничего не купили». Леня: «вечером мы с братом долго спорили, какие мультики будем смотреть. Мы не хотели уступать друг другу. И мама выключила телевизор».

Таким образом, на уроках литературного чтения по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, я работала над развитием нескольких ключевых компетенций:ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных, информационных, учебно – познавательных и компетенций личностного самосовершенствования.

Из приведенных примеров видно, что формирование ключевых компетенций младших школьников предполагает высокую активность учащихся на уроках. Стараюсьсоздавать благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности, каждому учащемуся помогаю ощущать успех, проводить рефлек-сию собственной деятельности.

В дальнейшем планирую продолжать работу по развитию ключевых компетенций у своих учеников, чтобы они росли инициативными, предприимчивыми, творческими и умели принимать самостоятельные решения.

22.01.2022 11:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!