СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей на тему: Накопление словарного запаса детьми дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста, что отмечается и в специальной литературе. И прежде всего это отрицательно сказывается на овладении ими грамо­той. По данным исследователей, 37% учащихся массовых школ переходят в пятые клас­сы с дисграфиями — нарушениями письма; а это значит, что они уже изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих порой неразрешимых школьных проблем скрыты в дошколь­ном возрасте, в том, что детям не была своевременно оказана столь необходи­мая им специальная помощь. Дисграфия- это специфические наруше­ния письма, не связанные с незнанием грамматических правил; они не могут быть устранены без специального ло­гопедического воздействия. Отклонение от нормы (отставание) в речевом развитии ребенка может про­являться бедностью его словарного за­паса, несформированностью граммати­ческого строя речи, несовершенством звукопроизношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой не­разрывное единство и развиваются од­новременно, особенности формирова­ния каждой из них требуют отдельного рассмотрения. Это поможет родителям и педагогам дошкольных учреждений своевременно заметить возможные от­клонения от нормы, а значит, и принять соответствующие меры.

Родители обычно с особым нетерпе­нием ожидают появления у ребенка пер­вых слов. Именно с накопления словар­ного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.

Каждому ясно: чем богаче у челове­ка словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и свя­зана она с тем, что для усвоения и при­менения многих грамматических пра­вил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно боль­шом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Например, для того чтобы узнать, какую букву (Е или И) нужно писать в словах лиса, лисица, надо подобрать такое проверочное слово, в котором сомнительная гласная И ока­залась бы под ударением. Ученики, имеющие недостаточный словарный запас и слабо ориентирующиеся в смысловом значении слов, вместо про­верочных слов лис или лисий зачастую подбирают слово лес, что приводит к ошибочному написанию слова лиса. Точно так же к слову столица в качестве проверочного слова стол подбирается сталь, в результате чего опять-таки до­пускается ошибка. К тому же провероч­ные слова многие дети вспоминают крайне медленно; а это значит, что при письме под диктовку они просто не ус­певают этого сделать и вынуждены пи­сать наугад — как слышат.

Для предупреждения такой ситуа­ции необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. Кро­ме того, очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве слу­чаев, а в определенной системе, о чем речь пойдет ниже.

Как же происходит накопление сло­варного запаса при нормальном ходе речевого развития?

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представ­ляют собой слова-предложения, выра­жающие целую мысль. При помощи од­ного и того же слова ребенок может вы­сказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он посте­пенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладе­нием речевыми звуками и грамматичес­ким строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит не­правильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т. п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овла­дения речевыми звуками структура про­износимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к нор­ме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количествен­ном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выража­ется в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усва­ивает те слова, которые непосред­ственно связаны с его жизнью, — на­звания окружающих предметов, игру­шек и основных повседневных дей­ствий. При этом количество имеющих­ся у ребенка слов зависит от тех усло­вий, в которых он живет и воспитывается. Так, двухлетние дети в разных семь­ях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значе­ний слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает снача­ла только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает толь­ко как такое «действие», которое отно­сится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносно­го значения этого глагола: спать в зим­нее время могут деревья и даже вся природа в целом. Примерно с 3—3,5 лет в речи ребен­ка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п. Это очень важный этап, являющийся самым; первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запас слов. Остановимся на нем подробнее

Все названия предметов (имен существительные, т. е. слова, отвечаю­щие на вопросы кто? что?} подразделя­ются на смысловые группы, например одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, деревья, цветы, звери, птицы, насекомые, транспорт, явления приро­ды (дождь, гром, молния, снег), времена года, дни недели и т. п.

Названия действий и состояний (глаголы, т. е. слова, отвечающие на во­прос что делает?) также можно сгруппировать, например: действия людей (читает, пишет, шьет, играет), способы передвижения животных (бегает, прыгает, ползает, плавает), наименования звуков, издаваемых животными (лает, мяукает, квакает); наименования явлений приро­ды (светает, смеркается, моросит) и т п. Названия признаков предметов прилагательные, т. е. слова, отвечающие на вопросы какой? чей?) прежде всего подразделяются на такие смысловые группы: по цвету (желтый, синий, голубоватый), по форме (круглый, овальный, прямоугольный), по величине или размеру (большой, узкий, длинный); по

температуре (горячий, теплый, прохладный); по вкусу (горький, кислый, солоноватый); по качеству поверхности (гладкий, шероховатый), по материалу, из которого сделан предмет (стеклянный, кожаный, меховой); по принадлеж­ности кому-то, чему-то (мамин, заячий [хвост], медвежья [берлога] ) и т. П. Названия признаков действий (наречия, т. е. слова, отвечающие на вопросы где? когда? как? каким образом? и т.д.) классифицируются так: по месту или направлению действия (внизу, впе­реди, слева, назад)', по времени соверше­ния действия (вчера, осенью, утром); по образу (способу) совершения действия

(быстро, ловко, неуклюже); по причине совершения действия (нечаянно, сгоряча, необдуманно); по цели совершения дей­ствия (назло, специально, нарочно).

Очень важно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов. Дос­таточность или недостаточность словар­ного запаса по каждой из этих групп ро­дители могут легко проверить. Допустим, 5—6-летний ребенок из всех предметов одежды смог назвать только пальто или даже вообще не понял вашего вопроса: «Какую ты знаешь одежду?». Это свиде­тельствует о явной недостаточности сло­варного запаса ребенка в отношении названий предметов одежды и об отсут­ствии в его словаре обобщающих слов, а значит, и о несистематизированности (неупорядоченности) его словаря

Словарный запас ребенка система­тизируется постепенно. На первых порах малыш просто запоминает и повторяет вслед за взрослыми названия наиболее важных для него предметов и действий. Слова в его сознании еще не связаны между собой смысловыми связями, су­ществуют как бы изолированно — каж­дое слово само по себе. А это значит, что слышимое ребенком слово не вызыва­ет у него смысловых ассоциаций (свя­зей). Так, если предложить малышу в от­вет на сказанное вами слово чашка ска­зать любое другое слово, то он назовет слова, не имеющие никакой связи с за­данным (например, печенье или мишка). В дальнейшем ребенок постепенно начинает замечать, что некоторые предме­ты и явления в нашей жизни очень часто соседствуют. На этом этапе в ответ на сказанное вами слово чашка он уже мо­жет назвать ситуативно связанные с ним слова (например, чай, пить и т. п.): это слово «оживляет» в памяти ребенка це­лый ряд уже не случайных, а вполне пред­сказуемых слов, что говорит о начале си­стематизации словарного запаса, но пока еще только по ситуативному (т. е. чисто внешнему) принципу. Ребенок стар­шего дошкольного возраста при нор­мальном ходе речевого развития улавли­вает уже более глубокую общность слов, чем связь по внешней ситуации. Поэто­му известные ему слова он начинает объединять по «внутреннему» — тема­тическому признаку. В этом возрасте в ответ на слово чашка он назовет уже ка­кие-то предметы аналогичного назначе­ния (тарелка, блюдце и т. п.), а может быть, и обобщающее понятие посуда

Надо ли объяснять, насколько слож­но ребенку всю эту работу проделать са­мостоятельно и до какой степени важна помощь взрослых в деле систематизации его словарного запаса и в обогащении словаря по каждой тематической группе слов? И относится это, конечно, не толь­ко к названиям предметов, но и к назва­ниям действий, признаков и др. Поэтому надо почаще играть с ребенком «в сло­ва», задавая ему вопросы типа: Какие ты знаешь действия людей? (Что могут де­лать люди?) Как могут передвигаться жи­вотные? Какого цвета бывают розы? Что бывает горячим (холодным)? Кто может передвигаться быстро (медленно)? Что может быть круглым (квадратным, тре­угольным)? Что может быть высоким (низким, узким, длинным)?.

В плане систематизации словаря очень важно также, чтобы ребенок овла­дел умением подбирать как близкие по смыслу слова, т е. синонимы (хороший — добрый — красивый — приветливый), так и слова с противоположными значения­ми — антонимы (хороший — плохой, высокий — низкий, далеко — близко, утро — вечер, говорить — молчать и т п.).

Большую роль в обогащении словар­ного запаса играет детское словотвор­чество, которое обычно бурно развива­ется у детей с трех лет. Это начало овла­дения правилами словообразования, что исключительно важно для усвоения ребенком грамматических норм языка. Детское сло­вотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ре­бенком, но не забывая в ходе игры да­вать правильные образцы словообразо­вания. Например, если ребенок образу­ет уменьшительные формы от слов лес и ковер как лесик и коверик (по аналогии: дом— домик), то, порадовавшись вмес­те с ним, нужно в заключение сказать правильные варианты слов: лесок, ков­рик. Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами сло­вообразования (вплоть до почти полно­го невладения ими) есть следствие пе­дагогических упущений в дошкольном возрасте.

Итак, к началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно боль­шой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный сло­варный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у неко­торых слов не только основных, но и пе­реносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обя­заны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением расска­зыванию по картине, наконец, своей гра­мотной и образной речью.

Мы говорили пока только о нормаль­ном ходе накопления ребенком словар­ного запаса. Однако не у всех детей этот сложный процесс протекает нормально. Поэтому родителям и педагогам необ­ходимо знать основные признаки откло­нений от нормы, чтобы иметь возмож­ность своевременно помочь ребенку. Насторожить здесь должно следующее.

1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь пос­ле 2—4 лет. Это тревожный признак, сви­детельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.

2. «Застревание» на первых словах. Иногда первые слова у детей появляют­ся в положенный срок, т. е. к году, но даль­нейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счет лепетных слов, непонятных окружа­ющим. Это тоже отклонение от нормы.

3. Обогащение словарного запаса происходит только за счет имен суще­ствительных при почти полном отсут­ствии в речи ребенка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении долж­но быть сказуемое, т. е. глагол.

4. Отсутствие попыток связать сло­ва между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов (иногда до 100), образно говоря, «рас­сыпают их, как горох», не пытаясь пост­роить фразу (в норме уже при наличии около 10 слов ребенок пытается связать их между собой). Это говорит о резкой задержке перехода к фразовой речи, которая в норме начинает проявляться после полутора лет.

5. «Неулавливание» окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в именитель­ном падеже, как бы не замечая их окон­чаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития еще до перехода к фразовой речи (на втором году жизни) ребенок начинает использовать и кос­венные формы слов. Например, девоч­ка, протягивая руку к кукле и как бы про­ся ее дать, говорит: «Куку» (а не «Кука»), хотя вместо фразы может сказать пока еще только одно слово. Это очень важ­ный признак того, что ребенок начина­ет усваивать грамматические формы слов, т. е. овладевать грамматическим строем речи.

6. Частые и длительно сохраняющи­еся замены близких по значению слов, т. е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка; бегать — ходить — пол­зать), свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о не­достаточно точном понимании им зна­чений слов.

7. Длительное припоминание слов при назывании изображенных на картин­ках предметов и действий или при отве­тах на вопросы взрослого. Это говорит о недостаточно прочном усвоении мно­гих слов: ребенок вынужден «разыски­вать» их в своей памяти.

8. Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры слов («деверо» вместо дерево, «вебра» вместо верба, «мотолок» вместо моло­ток и т. п.). Для нормального хода рече­вого развития более характерно упрощение, а не искажение звукослоговой структуры слов («моко» или даже «ко» вместо молоко, но не «моколо»; «лапа» вместо лампа, но не «лапма»).

При появлении подобных осо­бенностей в речи ребенка нужно без промедления показать его спе­циалистам и сразу принимать не­обходимые меры: чем раньше нач­нется коррекция, тем эффективнее она будет. Во многих случаях это могут делать и сами родители, ис­пользуя специально для них напи­санные пособия.

И последнее. Считаем своим пе­дагогическим (да и просто челове­ческим) долгом призвать родите­лей и вообще всех взрослых людей к тому, чтобы они не употребляли в своей речи разного рода жаргон­ных и бранных слов, унижающих и оскорбляющих прекрасный рус­ский язык, заслоняющих от наших детей его истинную и неповтори­мую красоту. Невыносимо больно слышать, как дети бравируют друг перед другом разными отврати­тельными «словечками», которые они могут усвоить только от взрос­лых (причем в последнее время и с подачи телевидения). Постарай­тесь, дорогие взрослые, чтобы ваша собственная речь служила вашим детям достойным образцом для подражания.

17.02.2017 07:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!