СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт и передавало их младшим поколениям. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь, уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

  • обогащая словарь,
  • развивая артикуляционный аппарат,
  • фонематический слух,
  • давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, умывание, прием пищи и т.д., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия

(«Ой, люли»), колыбельные, которые каждый из нас знает:

с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты собачка не лай,

Белолап не скули,

Наших деток не буди.

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Ай, люли, ай люли,

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

Они сели на ворота.

А ворота скрип-скрип.

Вы, ворота, не скрепите,

Нашу Машу не будите.

(Из русской народной поэзии)

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас.

В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.

Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они

«спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "Заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это непросто кот,

а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка - напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражании.

Особую значимость устное народное творчество и детский фольклор приобретает впервые дни в дошкольном учреждении.

Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук. Кто там?

- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?

- А я мышка пи-пи-пи.

- Иди, мышка, в теремок, иди, иди!

«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,

Красные надели чулочки – га-га-гаааа,

И пошли гуськом, чтоб напиться – га-га-гааа,

Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.

Напились воды десять братцев – га-га-гааа.

Начали в корыте купаться – га-га-гааа.

Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.

Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей. Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке

(к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в речи поговорки и пословицы, дети могут научиться ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Например:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи.

Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в младшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы артикуляционного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.

По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

20.03.2016 16:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!