СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: «Мой город Клин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленькая Родина всё равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар

Моя милая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё.

Патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению с родным краем.

Знать историю своего края, гордиться достижениями современников, любоваться красотами природы, беречь её, именно в них заключён смысл известной фразы: «Люблю тебя, мой Клинский край!»

Наш город находится на севере Подмосковья, в 70 километрах от Москвы. Расположенный на отрогах Клинско - Дмитровской гряды, наш край удивителен по разнообразию ландшафта, его мягкости и лирической силе.

Город стоит на высоких берегах реки Сестры, над удивительными по своей прелести луговыми и лесными далями. Клинские пейзажи берут в плен крепко и на всю жизнь.

В настоящее время Клин по праву занимает достойное место среди промышленных городов Подмосковья.

А какие в клинском районе старинные усадьбы, в которых каждый уголок хранит память о делах и талантах людей.

Александрово- усадьба князей Меньшиковых, Борисово- принадлежала А. П. Сушковой, Золино, Доршево, Высокое, Демьяново и другие.

Не забудем и музей города.

Самый знаменитый на весь мир дом–музей П. И. Чайковского основан в 1854 году, краеведческий музей основан в 1563 году, музей-усадьба

Д. И. Менделеева «Боблово», дом-музей А. П. Гайдара.

Город Клин

Алексеева Светлана Дмитриевна

Из глубины веков, из сказок и былин, Из песен ямщиков, из летописей древних Ты вырос, мой родной, любимый город Клин, Уютно-небольшим в обширных русских землях. Как в дни былых времён, проездом кто куда, Здесь люд бывал пешком, верхом иль на телеге - Так и теперь бегут машины, поезда Из Питера в Москву, и "из варягов в греки". А тут река Сестра, заводы и дома, Мосты и купола, на площадях фонтаны, Недолгий летний зной и снежная зима, Распутица - весной, а осенью - туманы. И пусть во все края уходят трассы, пусть, Мне родина моя важней любой прописки. И, уходя порой, я верю, что вернусь В любимый город мой - в мой дом, к родным и близким!

Благодаря удивительной русской природе, красивому ландшафту в Клину жили и работали выдающиеся ученые, музыканты, писатели, художники. Среди них Д.Менделеев, А.Попов, П.Чайковский, С.Танеев, К.Тимирязев, А.Васнецов. В деревне Борисово жила известный советский скульптор В.И.Мухина. Уроженцами г.Клина были знаменитый актер нар. артист СССР М.И.Прудкин и нар.арт. РСФСР Е.П.Леонов, космонавт Ю.П.Артюхин, министр общего машиностроения Дважды Герой Социалистического Труда С.А.Афанасьев.

На территории Клинского района располагается 14 усадеб. Клин, Майданово, Фроловское – эти места Подмосковья вошли в историю музыкальной культуры с именем великого русского композитора П.И.Чайковского. Дом – музей П.И.Чайковского – старейший музыкальный музей нашей страны открыт для посетителей с 1894г. До сих пор в доме композитора звучит его музыка.

С именем П.И.Чайковского связана и старейшая музыкальная школа в Московской области – Детская школа искусств им.П.И.Чайковского ( 1934г.).

Недалеко от г. Клина находится один из самых живописных уголков Подмосковья – деревня Боблово. Здесь в усадьбе Х1Х века жил и работал более 40 лет великий соотечественник, ратник русской науки – Дмитрий Иванович Менделеев. Это место играло существенную роль в жизни многих знаменитых людей. В гостях у Д.Менделеева бывали ученые Н.М.Меншуткин, И.Н.Зеленин, изобретатель радио В. Попов, художники Н.Ерошенко, А.Куинджи, И.Репин, поэты А.Блок, А.Белый, С.Соловьев. В настоящее время в Боблово располагается музей-усадьба Д.И.Менделеева, который является памятником отечественной науки и культуры ХIХ века.

В 1989 году в Клину, в доме, где с 1938 по 1941г.г. жил и работал советский писатель А.П.Гайдар, был открыт музей, в котором представлена экспозиция с документами, фотографиями, книгами, личными вещами, предметами быта, связанными с жизнью и творчеством писателя.

В 1990 году город Клин получил статус исторического города.

Клинчане помнят и чтят память погибших в годы Великой Отечественной войны. Бо лее 22 тысяч жителей Клинского района ушли защищать свою Родину. 22 дня фашистской оккупации стали тяжким испытанием для города. На территории района насчитывается 33 воинских захоронения, которые являются памятниками местного значения.

Современный Клин-это уютный, зеленый город, со своими традициями, со своим характером. Знаменитый почтовый тракт стал шумной столичной автотрассой. Открываются новые детские сады, школы, институты. Появляются новые городские фонтаны. И как важно, что в центре старого Клина находится скульптура «Девочка-грибница», которая стала визитной карточной нашего города (кастлинское литье конец XIX века, скульптор Ф.Каменский).

Клин - старинный город

Старинный русский город Клин возник на удивительно живописных берегах реки Сестры как порубежный укрепленный пункт ильменских славян-новгородцев. Первое достоверное упоминание о нем в Никоновской летописи относится к 1317 году. Небольшая деревянная крепость стояла на высоком берегу реки Сестры, которая здесь делала большую излучину и создавала удобные условия для обороны. В настоящее время сохранились остатки рва у Кремля.С XIV века Клин находился в составе сильнейшего Тверского княжества и неоднократно подвергался нападениям то русских князей, то татарского воинства. Особенно сильно город был разорен в 1409 году татарским темником Едигеем. В 1482 году Клин был присоединен к Московскому княжеству. Дальнейшему росту города сильно повредил также жестокий погром, устроенный опричниками Ивана Грозного в 1570 году, когда он совершил опустошительный поход на Тверь и Великий Новгород. Во времена «великой смуты» Клин, осажденный поляками, защищал князь Дмитрий Лопата Пожарский, двоюродный брат знаменитого Дмитрия Пожарского. Впоследствии Клин стал вотчиной Романовых. В составе Московского княжества город стал терять военно-стратегическое значение, все больше становясь центром ремесла и торговли. В начале ХVIII века, с момента образования Петербурга, город оказался на важнейшем пути между старой и новой столицами. Указом Петра был учрежден «почтовый ям» и жители города были обязаны отправлять почтовую гоньбу. Город получил стимул для экономического роста, а ямской промысел наложил отпечаток на развитие местных ремесел. При Екатерине II Клин получил герб, на котором был изображен на зеленом поле почтарь, скачущий на коне и трубящий в рожок. А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» посвятил городу целую главу, повествующую о судьбе старого слепого солдата. Оживленный петербургский тракт создавал условия для развития торговли и ремесел, однако большим богатым городом Клин так и не стал, хотя как уездный город и получил для дальнейшего развития регулярный план, по которому в центре города были построены присутственные места, дом городничего, богадельня и т.д. Вокруг города возникли богатые усадьбы знатных людей: Александрово (князей Меньшиковых), Золино (князей Пожарских), Троицкое-Александрово (Татищевых) и т.д. Архитектурный ансамбль Клина невозможно себе представить без Успенской церкви - ценнейшего памятника Подмосковья, одного из самых интересных в русском зодчестве середины ХIV века. Особенность его заключается в том, что ни на одной из дошедших до нас древних построек Подмосковья нет завершения фасадов тремя щипцами, как у Успенского храма. Сохранилась также Воскресенская церковь, возведенная в 1712 году в «нарышкинском стиле». Рядом с ней располагается шатровая колокольня 1769 года - дань консерватизму небольшого города. Своеобразной изюминкой старины являются торговые ряды, построенные в 1886 году в псевдорусском стиле по проекту архитектора С.Н.Родионова. С живописными окрестностями Клина тесно связаны имена выдающихся писателей, художников, музыкантов, ученых. Седьмого августа 1887 года здесь совершил полет на воздушном шаре Д.И. Менделеев. Полет продолжался несколько часов и дал большие научные результаты. Более сорока лет была связана жизнь Д.И.Менделеева с Клинским краем.Ученый жил и работал в усадьбе Боблово, где по его плану был построен усадебный дом, в котором была оборудована лаборатория для химических опытов. В Боблово бывали многие ученые, а также дружившие с Менделеевым художники: И.И. Шишкин, Н.А.Ярошенко, А.И.Куиндкрасивая местность, и Спасское мне страшно понравилось», - записал он в дневнике. Усадебный дом, к сожалению, не сохранился. В село Соголево к родственникам приезжал Л.Н.Толстой, здесь он работал над рассказом «Три смерти». В усадьбе Чепчиха провел детство поэт А.Н.Майков. Писатель М.М.Пришвин работал агрономом в питомнике декоративных зеленых насаждений. Усадьба Демьяново - один из культурных центров российской истории. На окраине старинного парка сохранилось здание Успенской церкви ХVIII века. В начале XIХ века усадьба принадлежала помещику Д.Б. Мертваго, у которого в 1811 году останавливался юный А.С. Пушкин с дядей по пути в Петербург. В 1883 году усадьбу приобрел философ В.И. Танеев (брат композитора С.И.Танеева), имевший богатейшую библиотеку в 20 тыс.томов. В Клину жил и работал ученый-физиолог К.А. Тимирязев. В летние месяцы здесь плодотворно работал «певец старинной Москвы» художник А.М.Васнецов. К клинскому периоду относится наивысший расцвет творчества П.И.Чайковского. В 1885 году он поселился в селе Майданово, где приобрел уединение, покой, свободу, так необходимые ему для творчества. Затем Петр Ильич переехал в имение Фроловское, в шести километрах от Клина, где прожил до 1891 года. «Я совершенно влюблен во Фроловское. вся здешняя местность кажется мне раем небесным», - писал композитор. За этот период творчества композитором были созданы «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии, балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Эти произведения - слава и гордость русской классической музыки - вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, принесли композитору всемирную славу. В октябре 1893 года П.И.Чайковский выехал из Клина для исполнения Шестой симфонии в Петербург, где вскоре скоропостижно скончался. Ныне в доме великого композитора работает «Дом-музей П.И.Чайковского в Клину». В советское время в городе жил и работал известный писатель А.П. Гайдар. На местном материале он создал такие произведения, как «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости» и другие. В настоящее время в доме писателя создан музей. В городе также работает Краеведческий музей, где собрана богатая коллекция по истории и культуре края.

Литература

http://moskvoved.narod.ru/

Знакомим детей с родным краем.

Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из задач воспитания в семье. Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки: «В своём болоте и лягушка поёт» «Дома и стены помогают» «Всякая птичка своё гнездо бережёт» «Где родной край, там и рай» «Где родился, там и пригодился» и т.д. У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами. Задача семьи - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного города); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Старших дошкольников знакомят с районом, в котором они живут, его достопримечательностями, историческими местами и памятниками. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по Клину, наблюдения за трудом взрослых. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: - повсюду люди трудятся для всех - везде соблюдаются традиции - повсюду живут люди разных национальностей - люди берегут и охраняют природу - есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного города окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного города Клин, своей Малой Родины. Любовь к родному городу, знание его истории- основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Клин.

Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МДОУ ДС №58 является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Клина, но и для всего Подмосковья. Знакомить детей с доступными историческими событиями - наша задача.

Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Основная трудность в ознакомлении дошкольников с историей города, края состоит в том, что у них не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней, поэтому сохраняя хронологический порядок описываемых явлений следует сводить их к двум историческим понятиям: прошлое (давным — давно, в старину) и настоящее (наши дни).

Основной формой работы ознакомления детей с историей города, края являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей города, края.

Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы.

Успешность освоения представлений об историческом прошлом города, края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.

02.02.2019 20:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!