СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель консультации: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания дошкольников.
Задачи консультации:
Методы и приёмы: (направленные на решение поставленных задач): Словесные (беседа); наглядные (использование презентации), Практические (вопросы для педагогов).
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с Вами собрались, чтобы обсудить очень важную тему. В настоящее время заметно увеличилось количество детей с плохим здоровьем. Именно с ранних лет складывается жизненно важные и базовые, навыки и умения, создается основа двигательной активности, в последствии складывается вся двигательная деятельность человека. Потребность в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста весьма велика. Поэтому если не заниматься с ребенком, это может повлиять не только на его двигательную активность, но и на здоровье. Воспитывать и растить детей сильными и здоровыми— задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.
Сегодня я предлагаю Вам поговорить о физическом воспитании дошкольников посредством подвижных игр.
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Предлагаю вспомнить, какие же формы работы по физическому воспитанию бывают, кроме подвижных игр?
(Ответы педагогов)
Да, это физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и самостоятельная двигательная деятельность. Предлагаю поподробнее рассмотреть одну из форм физического воспитания – подвижные игры.
Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Но самая главная цель подвижной игры- это закрепление основных движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье и многое другое. Подвижная игра одно из средств полноценного развития ребенка и формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками. Через подвижную игру происходит расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, а также ценных морально-волевых качеств. В процессе подвижной игры не только совершенствуются и закрепляются уже знакомые навыки и умения, но и формируются новые качества личности. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным процессом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Младшие дошкольники в подвижной игре отображают все, что видят вокруг. В большинстве случаев, это фрагменты жизни взрослых или животных: ходят как «медведи», «рубят дрова» как «дровосеки». Подражая какому-то образу, ребенок вживается в него, стремится передать характерные особенности поведения того или иного животного, у него включаются механизмы эмпатии, в следствии чего «формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности»
Старших дошкольников уже интересует результат подвижной игры, они стараются показать свои чувства и желания, выполнить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Но подражательность и имитация так же продолжают играть большую роль.
Подвижные игры способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь в игре, как ни в какой другой деятельности воспитывается доброжелательность, отзывчивость, стремление к взаимопомощи, организованности. Подчиняясь правилам игры, дети, можно сказать, упражняются в нравственных поступках, учатся дружить и сопереживать.
Велика роль игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся осознанно действовать в соответствии с правилами в изменившейся игровой ситуации, происходит развитие речи и овладение пространственной терминологией. Во время игры активизируется память, развивается мышление и воображение. Подвижная игра часто сопровождается песнями, стихами, считалками, что расширяет словарный запас и обогащает речь детей.
Эстетическое восприятие окружающего мира тоже совершенствуется в подвижной игре. Познавая красоту движений, их образность, у детей развивается чувство ритма.
Но чтобы игра развивала ребенка, важно уметь правильно организовать и провести данный вид деятельности. Методика проведения подвижной игры включает огромные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка. Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения и интересов детей. Но сначала нужно подобрать игру, на это влияют задачи обучения и воспитания, которые ставит перед собой педагог, возрастные особенности и состояние здоровья детей, а так же их подготовленность. При выборе игры воспитателю необходимо учитывать место проведения, сезонность, погодные условия и место в режиме дня. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Успешное проведение игры во многом зависит от распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые и малоподвижные не всегда могут справиться с главной ролью, но готовить их к этому необходимо. С другой стороны, нельзя поручать роль водящего одним и тем же активным детям.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сам берет на себя выполнение главной роли, и только когда дети освоятся с игрой, поручает эту роль детям.
В старшей группе роль водящего выполняют дети. Существует ряд способов выбора водящего: это и считалочка, и жеребьевка, и «волшебная палочка», использование загадок (кто первый отгадает, то и водит), в качестве поощрения водящего может назначить воспитатель (за хорошее поведение, за безукоризненное выполнение правил игры, или просто как подарок, потому что у ребенка День рождения), обязательно аргументируя свой выбор.
Роль воспитателя в процессе руководства игрой неоднозначна и зависит от характера игры, от численного и возрастного состава участников. Чем младше дети, тем возрастает активность педагога. Если в старшей группе воспитатель наблюдает за игрой со стороны, подсказывая действия растерявшемуся, ненавязчиво, в доброжелательной форме делая замечания нарушившему правила ребенку, то играя с младшими детьми, как уже упоминалось, он действует наравне с ними, выполняя главную роль и одновременно руководя игрой. Главная задача – это стимулировать двигательную активность и создать радостное настроение. У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Предлагаю Вам вспомнить какие игры можно провести на развитие разных движений в разных возрастных группах.
-Какие игры можно использовать на развитие бега и прыжков?
Сейчас мы вспомним, о чем мы говорили.
(Вопросы для педагогов в презентации)
г) подвижная игра;
Мы рассмотрели с Вами одну из форм работы по физическому воспитанию
подвижные игры. Итак, в заключении следует сделать вывод. Дошкольное
детство – это период, в котором закладываются основы здоровья. Поэтому
очень важно с ранних лет воспитывать интерес к физической культуре и спорту
а также играть и обучать детей доступным двигательным навыкам. И закончит
свое выступление я хочу со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Я
не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя»
-Скажите, была ли данная информация Вам полезна? Спасибо за активное
участие в консультации. Предлагаю Вам памятку с рекомендациями и
интересными играми для всех возрастных групп. Всего Вам доброго!
© 2025, Железнова Елена Михайловна 91