Вариант 1
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С –это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками.
Б. По весеннему пахнет воздух.
В. Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны.
Г. Отбрасывая на снег лиловые тени неподвижно стоят в лесу деревья.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. В,А,Г,Б 2. Б, А,В,Г 3. А,Б,В,Г 4. Б,Г,А,В
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1. А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1. А 2. Б 3. В 4. Г
А4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Чуткое – имя прилагательное
2. Звуки – имя существительное
3. Прозрачно- наречие
4. И - предлог
А5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Тени стоят
2. Стоят деревья
3. Стоят неподвижно деревья
4. Стоят в лесу
А6. Укажите наречие
1. Участвуя
2. Прекрасно
3. Самый красивый
4. Приход
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. ЗадОлго
2. ДовЕрху
3. НАверх
4. КрасивЕе
А8. В каком варианте ответа все наречия пишутся слитно ?
1. (Еле)еле, (в)дребезги, (в)переди
2. (По)царски, (на)лево, точь(в)точь
3. (По)долгу,( по)больше, (по)чему
4. Светлым(светло), (без)промаху, (в)двое
А9. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется слитно?
1. (Не)серьезно, (не)взрачно,( не)веселый
2. (Не)где,( не)красиво, а ужасно, (не)легкий
3. (Не)обычайно, (не)страшно, (не) быстрее
4. (Не)хотя, (не)был, (не)когда
А10. В каком варианте ответа на конце пишется -а?
1. Досух., налев.,издавн.
2. Задолг.,докрасн., добел.
3. Дотл.,слев., издалек.
4. Сначал., набел., помим.
А 11. В каком варианте ответа в словах на конце пишется ь?
1. Вскач.,замуж.,доч.
2. Бережеш., навзнич., береч.
3. Луч., молодеж., горяч.
4. Навзнич., линюч.,спряч.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Выпив чашку чая(1)Наташа шумно вздохнула(2)забросила косу за плечо(3) и начала читать книгу в желтой обложке(4) с картинками.
1. 1, 2 2. 1,2,3,4 3. 1,2,4 4. 1,4
А 13. Какое из слов не имеет окончание?
1. Ответственность
2. Осенний
3. Разыгравшийся
4. Тихо
А 14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. Наиболее удачно
2. Залезай выше
3. Этот пример более интересен
4. Рисунок более красивее
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1)Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. (2)Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, од¬нако внизу становится темно. (3)Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, сла¬беет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилаю¬щегося по земле от дальнего лесного пожара.(4) Неслышно и быстро опускается на землю ночь.(5)С заходом солнца примолкли птицы.
(6)Совсем стемнело. (7)Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. (8)Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плы¬вущий с полей.
(9)Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий пута¬ный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бро¬дят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
(10)Странный звук неожиданно разносится по лесу. (11)Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.
(По А.Куприну)
А15. Какая из следующих формулировок наиболее точно выражает основную мысль?
1. Гулкая тишина в засыпающем лесу.
2. Летний день.
3. Приближение ночи в лесу.
4. Заход солнца.
А 16. Определите стиль и тип данного текста
1. Публицистический, рассуждение
2. Художественный, повествование
3. Художественный, описание
4. Научный, описание
А 17. Какие средства выразительности представлены в предложении 1-2?
1. Сравнение
2. Эпитеты и олицетворение
3. Ирония
4. Гипербола
В1. Из предложения 10 выпишите наречие.
В2. Каким способом образовано наречие НАПРАВО?
В3. Среди предложений 8-11 найдите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах предложения.
В4. К какому слову относится слово ВНИЗУ в предложении 2?
В5. Среди предложений 6-8 найдите сложносочиненное предложение.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Можно ли считать А.Куприна мастером словесного пейзажа? Докажите на примере данного текста. Какие еще писатели ярко и образно изображали природу в разное время суток?
Вариант 2.
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А,В,С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С –это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А.Её предками были местные племена жившие в укреплённых городищах по берегам рек.
Б. В VI-VII веках на территории нашего края сформировалась новая народность – мордва.
В. Остатки таких городищь известны около сёл Горелое, Кулеватово, Трегуляй.
Г. Жизнь мордовского народа тесно связана с лесом и рекою.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1. А,В,Б,Г 2. Б,А,В,Г 3. Б,А,Г,В 4. В,А,Б,Г
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1. А 2. Б 3.В 4.Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
1. Ее – местоимение
2. Связана – глагол
3. Тесно – наречие
4. Около - предлог
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
1. Тесно связана
2. Жизнь связана
3. Жизнь тесно связана
4. Жизнь народа связана
А6. Укажите наречие
1. Жившие
2. Замечательно
3. Зная
4. У моря
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. ЗасвЕтло
2. НенАдолго
3. ДобелА
4. КрасивЕе
А8. В каком варианте ответа все наречия пишутся слитно ?
1. (По)праздничному, (на)легке, (по)долгу
2. (В)слепую, (в)лево, (до)сыта
3. (На)бело, (на)верху,(по)нашему
4. (По)летнему, (в)начале, (по)утру
А9. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется слитно?
1. Сидел (не)подвижно, увидел (не)чаянно, пел (не)громко
2. (Не)лепо, (не)доуменно, (не)близко, а далеко
3. Далеко (не)весело, (не)захотел,(не)вдалеке
4. (Не)стройно, (не)приветливо, (не)хорошо, а плохо
А 10. В каком варианте ответа на месте пропуска пишется о?
1. Горяч…, свеж…, нош…й
2. Ещ…; певуч…; тягуч.
3. Багаж…м, уж…м, блестящ…
4. Бельч.нок, хорош., друж.к
А 11. В каком варианте ответа в словах на конце пишется а?
1. Сначал., затемн., издавн.
2. Издалек., досух., слев.
3. Наглух.,запрост.,изжелт.
4. Доходчив., изредк., набел.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Маруся расстелила на траве сложенную вдвое(1) газету(2) разложила на нее хлеб(3) соль и яйца(4) сваренные вкрутую.
1. 1,2,3,4 2. 2,3,4 3. 2,3 4. 3,4
А 13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1. Самый свежайший апельсин
2. Прыгнул выше всех
3. Читать лучше
4. Самый лучший из учеников
Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1) В уставшем от зимней тягости лесу, когда еще не распустились проснув¬шиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви еще не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга, - неожиданно донесся запах подснежника! (2)Еле-еле заметный, но это — запах пробуждающейся жиз¬ни, и потому он трепетно-радостный, хотя почти и неощутим. (3)Смотрю вокруг -оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно поло¬жено и доступно. (5)Но для каждого - и счастливого и несчастного - он сейчас -украшение жизни.
(6)Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незамет¬ные» и «маленькие», но с огромной душой.(7) Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. (8)Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
(Г. Троепольский)
А14. Какая из следующих формулировок наиболее точно выражает основную мысль?
1. Пробуждение жизни.
2. Украшение жизни.
3. Капелька неба.
4. Первовестник радости и счастья.
А 15. Определите стиль и тип данного текста
1. Художественный, описание
2. Публицистический, рассуждение
3. Художественный, повествование с элементами рассуждения
4. Научный, повествование
А 16. Какие средства выразительности представлены в предложении 1?
1. Гипербола
2. Олицетворение и эпитет
3. Сравнение
4. Ирония
А 17. В каком значении употреблено слово ЧИСТЫМ в предложении 6?
1. Освобожденный от грязи.
2. Нетяжелая, негрязная работа.
3. Безупречный, нравственно чистый, правдивый.
4. Не содержащее ничего постороннего, без примесей
В1. Из предложения 3 выпишите наречия.
В2. Каким способом образовано наречие потихоньку (предложение 1)?
В3. Среди предложений 5-8 найдите предложения с деепричастным оборотом.
В4. К какому слову относится слово неожиданно в предложении 1?
В5. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, «незамет¬ные» и «маленькие», но с огромной душой».(5-6 предложений)