СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копилка классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Копилка классного руководителя

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме

  • классного собрания
  • воспитательного часа (час классного руководителя)
  • экскурсии
  • тематической лекции
  • беседа (этическая, нравственная)
  • диспуты
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
  • КВНы;
  • интерактивные игры;
  • игры путешествия;
  • театральные премьеры;
  • психологические игры и тренинги;
  • читательские конференции.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции:

  • просветительскую
  • ориентирующую
  • направляющую
  • формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  • Определение темы и задач классного часа
  • Определение времени и места проведения классного часа
  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  • Анализ его результативности.

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные ре­шения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения;
  • избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
  • слушает доклады учеников о выполнении поручений

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Вариант тематики нравственных классных часов

5-й класс

1. «Кто я? Какой я? — игра».

2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4. «Архив 5 «А» — праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год

6-й класс

1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.

2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2. «Скажи, кто твой друг и.» - интерактивная игра.

3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.

8-й класс

1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

9-й класс

1 . «Я имею право на.» - разговор на заданную тему.

2. Всему начало - любовь. - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

10-й класс

1. А если не получилось?. Что дальше? - диспут.

2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.

3. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

4. Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

11-й класс

1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим. - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция

Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

«Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «но­вого русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

«Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой бук­вы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физиче­ским действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая са­мого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристи­ки. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и са­мый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Примерная тематика классных часов

5-й класс

  1. Мир моих интересов
  2. Памятные даты моей семьи
  3. Обычаи и традиции народов мира
  4. Кем быть и каким быть?

6-и класс

  1. Мир моих способностей
  2. Памятные даты моей страны
  3. Обычаи и традиции моей страны
  4. Профессии милосердия и добра

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим
  3. Компьютер в жизни человека
  4. Азбука вежливости.

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?
  3. О вкусах не спорят?
  4. Профессионал. Кто он?

9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы
  2. Улицы, от названия которых становится теплей
  3. Мои профессиональные приоритеты
  4. Как научиться говорить «нет»

10-й класс

  1. Как бороться с плохими привычками
  2. Моя страна на карте мира
  3. Я имею право, я обязан.
  4. Дом, в котором я живу.

11-й класс

  1. Любовь в жизни человека
  2. Вступая во взрослую жизнь.
  3. Моя миссия в мире
  4. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Организация и проведение информационного классного часа

Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
  • Информационный час должен быть мобильным
  • Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
  • Информация в обзоре должна быть беспристрастной
  • Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журна­лов);

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По страницам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

10-й класс

Газетная полемика: методы и результат.

История событий в мире в газетных материалах.

Какой быть сегодняшней газете?

По следам газетных выступлений.

Самые значимые газетные рубрики.

Кто создает имидж газеты?

11-й класс

Роль газеты в моей жизни.

Политическая лексика. Чем она изобилует?

Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.

Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)

Интересное и важное газетной полосы.

Нравственные проблемы на страницах газет.

03.04.2019 11:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!