СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ в норме наблюдается у детей до двух лет. Функция сосредоточения работает таким образом, что ребёнок до года не может удерживать внимание на предмете дольше 1-3 минут, а полуторагодовалый / двухлетний — дольше 5 минут. Долгая концентрация на предмете в этом возрасте не только не свойственна ребёнку, но даже является патологичной, например "залипание" перед крутящимся барабаном стиральной машины. Если такое поведение сохраняется после двух, а тем более трёх лет, то это тревожный звоночек для родителей. Поскольку между двумя и тремя годами начинает формироваться учебное поведение и сотрудничество со взрослым. Причина патологичного полевого поведения — нарушение эмоционально — волевой сферы и познавательной активности. Термин введён Куртом Левиным. Выражается в низкой способности произвольно управлять своими эмоциями, вниманием и поведением. Противоположным является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние раздражители. Следует разделять полевое/хаотичное поведение, просто полевое и начало формирования учебных навыков.
Полевое/ хаотичное в норме наблюдается у детей до года и чуть больше года. Ребёнок в таком возрасте быстро переключается с предмета на предмет, выполняя с ним привычные манипуляции: взять, потрясти, постучать, погрызть, бросить. При задержанном развитии такой тип поведения сохраняется в старшем возрасте. Причём ребёнок не обязательно передвигается по помещению, он может даже недолго сидеть за столом, но взаимодействует с предметами однотипно, толком не изучая и быстро теряя интерес. В старшем возрасте полевое поведение — это уже следование какому - то определённому интересу. Ребёнок целенаправленно выбирает игрушки и предметы, может какое — то время манипулировать ними. Об изучении речь не идёт. Здесь скорее сенсорное насыщение или стимминг. В начале формирования учебных навыков — ребёнок может некоторые задания выполнять за столом, следуя речевой инструкции взрослого.
Коррекция ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ начинается с изучения интересов ребёнка. И с большого кабинета. Для полевых детей нужно просторное помещение со специально организованным пространством. Если в кабинете есть шкафы с пособиями, то они должны быть закрыты. А лучше, если занятия начинаются в зале, оборудованном для занятий по адаптивной физической культуре.. Правильно организованное пространство — пол, застреленный матами, расставленные по залу, привлекающие внимание игрушки, по совместительству являющиеся сенсорными раздражителями. Ребёнок ходит по залу, а педагог наблюдает за ним и предлагает разные предметы для ознакомления. И все реакции ребёнка необходимо запоминать, одновременно подбирая рычаги управления его поведением. Всё, что ребёнок покажет, все его предпочтения, будут использоваться в дальнейшей работе с ним. Первое занятие немного напоминает Монтессори, но это обманчивое впечатление. Цель другая, сформировать у ребёнка ощущение безопасности, заинтересовать, выявить интересы и установить контакт. На следующем занятии мнимое Монтессори превращается в пока ещё не напрягающую работу с элементами флортайм, то есть на полу. У ребёнка создаётся ощущение, что его не заставляют и не ограничивают, что он делает то, что хочет. На самом деле ход занятия должен контролировать педагог. Цель меняется, необходимо побудить ребёнка к изучению того, что находится вокруг него, стимулировать познавательную активность. И так постепенно, день за днём необходимо выстраивать коммуникацию с ребенком. Ребёнка учат обследовать игрушки, формируют связь "глаз — рука", учат заканчивать начатое действие, не бросать "на полдороги", приближают к тому, что ребенок начинает частично работать за столом. Сенсорные предпочтения постепенно должны становиться поощрением за выполненное задание. Как правило, отставание таких детей значительно, усаживать их за стол — бессмысленная трата сил и нервов у обеих сторон. Поэтому должен быть честно пройден путь от лежания на матах под утяжелённым одеялом, до работы за партой. Коррекция полевого поведения является частью общей дефектологической работы с ребёнком. Это кропотливая работа, не терпящая форсирования.
Коррекция ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ не самостоятельное направление, как, скажем, коррекция речи. Дефектолог работает с данным нарушением, потому что невозможно заниматься с ребёнком, не остановив это "броуновское" движение и не сосредоточив внимание ребенка на его же собственных руках, предметах, действиях с этими предметами и на самом педагоге, отработав зрительный контакт и простую коммуникацию. Первейшая задача — остановить брожение по кабинету и усадить ребёнка хотя бы для начала на пол. База любого обучения — сотрудничество. А сотрудничество — это коммуникация + познавательная активность. Вот эти навыки (общаться и изучать) и необходимо развивать у ребенка любого возраста в первую очередь. Как обратить внимание на руки? Использовать тот сенсорный раздражитель, который нравится ребёнку: тактильные поверхности, ощущения от разных температур, движения воздуха (минивентиляторы, вибромассажёры, пальчиковые краски, светящиеся игрушки, музыкальные игрушки или инструменты). При этом проговаривать, что это руки, дифференцировать ладони, пальцы. И учить обследовать предметы. Например, «пушистый» мы можем определить при помощи поглаживания, а «мягкий» — с помощью нажатия. Пальцы выделяем для последующего формирования указательного жеста. Коммуникация начинается со зрительного контакта. Добиться того, что бы ребёнок увидел того, кто напротив него, очень важно. Без этого невозможно качественно сделать задания на чередование. Поочерёдное выполнение простых действий (катание мяча, складывание в коробку кубиков, сбивание кеглей, игра с кольцебросом) формирует партнёрство и понимание, что играешь не один, и ожидание ответного хода от другого игрока. Если полевой период затягивается, то нужно обратить внимание на медицинскую сторону вопроса. К сожалению, не все родители особых детей организовывают им медицинское сопровождение. Но в данном случае показано обращение к неврологу и психиатру. В компетенции невролога назначить и расшифровать ЭЭГ (получасовую запись или мониторинг). Иногда эпи активность даёт такое поведение и сводит на нет все усилия педагогов, поскольку мозг ребёнка реагирует на собственные патологические процессы, а не на внешние педагогические приёмы. Родителей волнует вопрос: а что будет, если до школы не получится скорректировать полевое поведение? Перспектива обучения в классе будет в таком случае туманная. Даже в ресурсном. Поскольку цель нахождения в любой школе — получение академических навыков. А в процессе бесконечного хождения никакие навыки не усвоишь. Скорее всего ребенку будет необходима индивидуальная работа с учителем, имеющим дефектологическую подготовку.
ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ в норме наблюдается у детей до двух лет. Функция сосредоточения работает таким образом, что ребёнок до года не может удерживать внимание на предмете дольше 1-3 минут, а полуторагодовалый / двухлетний — дольше 5 минут. Долгая концентрация на предмете в этом возрасте не только не свойственна ребёнку, но даже является патологичной, например "залипание" перед крутящимся барабаном стиральной машины. Если такое поведение сохраняется после двух, а тем более трёх лет, то это тревожный звоночек для родителей. Поскольку между двумя и тремя годами начинает формироваться учебное поведение и сотрудничество со взрослым. Причина патологичного полевого поведения — нарушение эмоционально — волевой сферы и познавательной активности. Термин введён Куртом Левиным. Выражается в низкой способности произвольно управлять своими эмоциями, вниманием и поведением. Противоположным является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние раздражители. Следует разделять полевое/хаотичное поведение, просто полевое и начало формирования учебных навыков.
Полевое/ хаотичное в норме наблюдается у детей до года и чуть больше года. Ребёнок в таком возрасте быстро переключается с предмета на предмет, выполняя с ним привычные манипуляции: взять, потрясти, постучать, погрызть, бросить. При задержанном развитии такой тип поведения сохраняется в старшем возрасте. Причём ребёнок не обязательно передвигается по помещению, он может даже недолго сидеть за столом, но взаимодействует с предметами однотипно, толком не изучая и быстро теряя интерес. В старшем возрасте полевое поведение — это уже следование какому - то определённому интересу. Ребёнок целенаправленно выбирает игрушки и предметы, может какое — то время манипулировать ними. Об изучении речь не идёт. Здесь скорее сенсорное насыщение или стимминг. В начале формирования учебных навыков — ребёнок может некоторые задания выполнять за столом, следуя речевой инструкции взрослого.
Коррекция ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ начинается с изучения интересов ребёнка. И с большого кабинета. Для полевых детей нужно просторное помещение со специально организованным пространством. Если в кабинете есть шкафы с пособиями, то они должны быть закрыты. А лучше, если занятия начинаются в зале, оборудованном для занятий по адаптивной физической культуре.. Правильно организованное пространство — пол, застреленный матами, расставленные по залу, привлекающие внимание игрушки, по совместительству являющиеся сенсорными раздражителями. Ребёнок ходит по залу, а педагог наблюдает за ним и предлагает разные предметы для ознакомления. И все реакции ребёнка необходимо запоминать, одновременно подбирая рычаги управления его поведением. Всё, что ребёнок покажет, все его предпочтения, будут использоваться в дальнейшей работе с ним. Первое занятие немного напоминает Монтессори, но это обманчивое впечатление. Цель другая, сформировать у ребёнка ощущение безопасности, заинтересовать, выявить интересы и установить контакт. На следующем занятии мнимое Монтессори превращается в пока ещё не напрягающую работу с элементами флортайм, то есть на полу. У ребёнка создаётся ощущение, что его не заставляют и не ограничивают, что он делает то, что хочет. На самом деле ход занятия должен контролировать педагог. Цель меняется, необходимо побудить ребёнка к изучению того, что находится вокруг него, стимулировать познавательную активность. И так постепенно, день за днём необходимо выстраивать коммуникацию с ребенком. Ребёнка учат обследовать игрушки, формируют связь "глаз — рука", учат заканчивать начатое действие, не бросать "на полдороги", приближают к тому, что ребенок начинает частично работать за столом. Сенсорные предпочтения постепенно должны становиться поощрением за выполненное задание. Как правило, отставание таких детей значительно, усаживать их за стол — бессмысленная трата сил и нервов у обеих сторон. Поэтому должен быть честно пройден путь от лежания на матах под утяжелённым одеялом, до работы за партой. Коррекция полевого поведения является частью общей дефектологической работы с ребёнком. Это кропотливая работа, не терпящая форсирования.
Коррекция ПОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ не самостоятельное направление, как, скажем, коррекция речи. Дефектолог работает с данным нарушением, потому что невозможно заниматься с ребёнком, не остановив это "броуновское" движение и не сосредоточив внимание ребенка на его же собственных руках, предметах, действиях с этими предметами и на самом педагоге, отработав зрительный контакт и простую коммуникацию. Первейшая задача — остановить брожение по кабинету и усадить ребёнка хотя бы для начала на пол. База любого обучения — сотрудничество. А сотрудничество — это коммуникация + познавательная активность. Вот эти навыки (общаться и изучать) и необходимо развивать у ребенка любого возраста в первую очередь. Как обратить внимание на руки? Использовать тот сенсорный раздражитель, который нравится ребёнку: тактильные поверхности, ощущения от разных температур, движения воздуха (минивентиляторы, вибромассажёры, пальчиковые краски, светящиеся игрушки, музыкальные игрушки или инструменты). При этом проговаривать, что это руки, дифференцировать ладони, пальцы. И учить обследовать предметы. Например, «пушистый» мы можем определить при помощи поглаживания, а «мягкий» — с помощью нажатия. Пальцы выделяем для последующего формирования указательного жеста. Коммуникация начинается со зрительного контакта. Добиться того, что бы ребёнок увидел того, кто напротив него, очень важно. Без этого невозможно качественно сделать задания на чередование. Поочерёдное выполнение простых действий (катание мяча, складывание в коробку кубиков, сбивание кеглей, игра с кольцебросом) формирует партнёрство и понимание, что играешь не один, и ожидание ответного хода от другого игрока. Если полевой период затягивается, то нужно обратить внимание на медицинскую сторону вопроса. К сожалению, не все родители особых детей организовывают им медицинское сопровождение. Но в данном случае показано обращение к неврологу и психиатру. В компетенции невролога назначить и расшифровать ЭЭГ (получасовую запись или мониторинг). Иногда эпи активность даёт такое поведение и сводит на нет все усилия педагогов, поскольку мозг ребёнка реагирует на собственные патологические процессы, а не на внешние педагогические приёмы. Родителей волнует вопрос: а что будет, если до школы не получится скорректировать полевое поведение? Перспектива обучения в классе будет в таком случае туманная. Даже в ресурсном. Поскольку цель нахождения в любой школе — получение академических навыков. А в процессе бесконечного хождения никакие навыки не усвоишь. Скорее всего ребенку будет необходима индивидуальная работа с учителем, имеющим дефектологическую подготовку.
© 2024, Егоренко Светлана Николаевна 402