СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
Первый период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
• работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие мелкой моторики рук;
• обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
• работа по формированию правильного речевого дыхания;
• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
• формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;
• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;
• формирование умения использовать в речи интонации повествования, восклицания, вопроса.
Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов
• формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;
• определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);
• различение на слух гласных и согласных звуков;
• дифференциация звуков;
• анализ и синтез обратных и прямых слогов с выкладыванием схемы;
• формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук
• звуковой анализ слов: кот, кит, мак, мухи.
Раздел 4. Грамматический строй речи
Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)
Раздел 5. Связная речь
Главным образом на этапе автоматизации звуков на индив.занятиях или в миниподгруппах
• обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;
• совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;
• овладение диалогической, фразовой речью;
• обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок;
• составление предложений и рассказов по опорным картинкам.
Раздел 6. Лексика
Расширение и уточнение, активизация словаря (на этапе автоматизации звуков).
Второй период
(декабрь, январь, февраль)
С 1 января по 10 января – каникулы
Раздел 1. Развитие моторных навыков
• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие ритмического чувства;
• развитие мелкой моторики рук;
• обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
• работа по формированию правильного речевого дыхания;
• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;
• формирование умения четкого проговаривания окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
• формирование умения использовать в речи интонации повествования, вопроса, восклицания.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов
• развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
• различение звуков на слух и с опорой на ощущения от артикуляции;
• развитие навыков дифференциации согласных звуков
• выделение звуков из состава слова;
• анализ и синтез слогов: обратных, прямых;
• преобразование слогов и слов;
• закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук
• звуковой анализ слов: киты, соки, кони, зима, коза, коса, лампа, лапа, липа, мишка, бусы, шуба, бант, шарик, жуки, дом, дым, ваза, сливы, волк.
Раздел 4. Лексика.
Расширение и уточнение, активизация словаря(на этапе автоматизации звуков).
Раздел 5. Грамматический строй речи
Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)
Раздел 6. Связная речь
Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.
• отгадывание загадок, составление загадок;
• упражнение в построении простых распространенных предложений;
• обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
• совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;
• составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов - описаний, простых пересказов.
• заучивание простых стихотворений.
Третий период
(март, апрель, май)
Раздел 1. Развитие моторных навыков
• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
• развитие ощущений от движений органов артикуляции;
• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
• развитие ритмического чувства;
• развитие мелкой моторики рук;
• обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
• работа по формированию правильного речевого дыхания;
• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;
• формирование умения четкого проговаривания окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
• формирование умения использовать в речи интонации повествования, вопроса, восклицания;
• формирование навыка выразительного рассказывания
Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов
• различение звуков на слух и с опорой на органы артикуляции;
• развитие навыков дифференциации согласных звуков
• выделение звуков из состава слова;
• преобразование слогов и слов;
• закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук;
• развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с последующим выкладыванием схемы;
• звуковой анализ слов: грибы, фонари, лицо, улица, щетка, клещи, миска, кошка, молоко, кукла, тигр, машина, шар, лимон, кошка, школа;
• формирование умения составлять цепочки слов (слово на последний звук предыдущего).
Раздел 4. Лексика
Расширение, уточнение и активизация словаря(на этапе автоматизации звуков).
Раздел 5. Грамматический строй речи
Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)
Раздел 6. Связная речь
Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.
• совершенствование навыка составления простых предложений и распространение их однородными членами;
• обучение составлению сложноподчиненных предложений;
• обучение составлению сложносочиненных предложений;
• составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме;
• составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание, пересказ;
• обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;
• развитие диалогической и монологической речи;
• составление описательных рассказов.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;
• определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;
• составлять графические схемы слов, предложений;
• пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);
Список литературы:
1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007
2. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007
3. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей
4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения. М.: Творческий Центр «Сфера», 2009
5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,
«Детство –Пресс», 1996.
7. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997
8. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М: Просвещение. 2009.
10. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003
11.Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: «Айрис Пресс», 2006
12. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.
13. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование. Волгоград; Учитель. 2012.
14. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
15. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М: АСТ: Астрель, 2010.
16. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Волгоград; Учитель. 2012.
17. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
18. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель, 2011.
19. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. Волгоград; Учитель. 2012.
20. Бухтаярова Е.Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. Волгоград; Учитель. 2012.
Приложение
Содержание по лексико-грамматическим категориям. (1 год обучения)
(игры берутся по выбору логопеда в зависимости от автоматизируемого звука, этапа автоматизации, плана индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка и др.)
• развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой — моя — моё;
• образование глаголов с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;
• согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
• упражнение в преобразовании имен существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число;
• формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа;
• упражнение в согласовании существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже;
• упражнение в образовании относительных прилагательных;
• упражнение в согласовании существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени;
• упражнение в умении образовывать сравнительную степень прилагательных;
• согласование притяжательных прилагательных и местоимений с существительными;
• формирование умения образовывать приставочные глаголы; изменение глаголов по временам;
• использование предлогов с, на, под, в, из;
• образование существительных с помощью суффиксов (сахар-сахарница);
• образование существительных творительного падежа (что с чем? – чашка с чаем);
• образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый)
• согласование глаголов настоящего и прошедшего времени с существительными;
• закрепление употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;
• формирование умения употреблять слова-антонимы;
• закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными (2,5);
• совершенствование понимания обобщающего значения слов;
• закрепление навыка согласования существительных и глаголов;
• закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой), притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький);
• употребление наиболее доступных антонимических отношений между словами (быстро-медленно, далеко-близко);
• согласование притяжательных местоимений с существительными;
• закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, пере-, про-, при-;
• расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение;
• совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
• закрепление умения согласования числительных с именами существительными;
Содержание по лексико-грамматическим категориям. (2 год обучения)
• образование относительных прилагательных и согласование их с существительными;
• закрепление навыка образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• употребление в речи глаголов 1, 2, 3 лица, согласование с существительным;
• формирование умения подбирать однородные определения;
• употребление существительных множественного числа в И.п. и Р.п.;
• закрепление умения образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;
• согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
• развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
• образование существительных с увеличительными оттенками (лапищи, зубищи);
• закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;
• употребление слов с эмоционально-оттеночным значением.
• формирование умения образовывать различные временные формы глаголов;
• употребление притяжательных прилагательных;
• формирование умения употреблять слова-антонимы;
• формирование умения образовывать прилагательные от слов, обозначающих продукты;
• формирование умения образовывать и подбирать родственные (однокоренные) слова;
• формирование умения образовывать приставочные глаголы;
• подбор однородных определений;
• усвоение навыка образования существительных множественного числа Р.п.;
• усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
• формирование умения образования сложных слов (снегоход, снегопад);
• закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными;
• образование прилагательных, от существительных, обозначающих геометрические фигуры;
• закрепление навыка согласования слов, обозначающих цвет, форму, размер;
• образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее);
• образование слов разной степени превосходства (большая, поменьше, маленькая);
• усвоение многозначности слов (поезд идее, снег идет, человек идет);
• закрепление навыка согласования существительных и глаголов;
• формирование навыка употребления глаголов совершенного и несовершенного видов;
• закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-, вы-, у-, пере-, про-, при-, за-;
• закрепление умения согласования числительных, существительных и прилагательных (пять кудрявых берез);
• закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных;
• расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение;
• употребление наречий при обозначении расположения предметов и объектов;
• согласование притяжательных местоимений с существительными;
• совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
© 2016, Буценик Мария Григорьевна 1131