СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (2 год обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй год обучения (подготовительная к школе группа).

Первый период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

• работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие мелкой моторики рук;

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

• работа по формированию правильного речевого дыхания;

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

• формирование умения использовать в речи интонации повествования, восклицания, вопроса.

Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

• формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

• упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;

• определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);

• различение на слух гласных и согласных звуков;

• дифференциация звуков;

• анализ и синтез обратных и прямых слогов с выкладыванием схемы;

• формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук

• звуковой анализ слов: кот, кит, мак, мухи.

Раздел 4. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 5. Связная речь

Главным образом на этапе автоматизации звуков на индив.занятиях или в миниподгруппах

• обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;

• совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;

• овладение диалогической, фразовой речью;

• обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок;

• составление предложений и рассказов по опорным картинкам.

Раздел 6. Лексика

Расширение и уточнение, активизация словаря (на этапе автоматизации звуков).

Второй период

(декабрь, январь, февраль)

С 1 января по 10 января – каникулы

Раздел 1. Развитие моторных навыков

• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие ритмического чувства;

• развитие мелкой моторики рук;

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

• работа по формированию правильного речевого дыхания;

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

• формирование умения четкого проговаривания окончаний существительных, прилагательных, глаголов;

• формирование умения использовать в речи интонации повествования, вопроса, восклицания.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

• развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;

• различение звуков на слух и с опорой на ощущения от артикуляции;

• развитие навыков дифференциации согласных звуков

• выделение звуков из состава слова;

• анализ и синтез слогов: обратных, прямых;

• преобразование слогов и слов;

• закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук

• звуковой анализ слов: киты, соки, кони, зима, коза, коса, лампа, лапа, липа, мишка, бусы, шуба, бант, шарик, жуки, дом, дым, ваза, сливы, волк.

Раздел 4. Лексика.

Расширение и уточнение, активизация словаря(на этапе автоматизации звуков).

Раздел 5. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 6. Связная речь

Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.

• отгадывание загадок, составление загадок;

• упражнение в построении простых распространенных предложений;

• обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;

• составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов - описаний, простых пересказов.

• заучивание простых стихотворений.

Третий период

(март, апрель, май)

Раздел 1. Развитие моторных навыков

• развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;

• развитие ощущений от движений органов артикуляции;

• формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

• развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;

• развитие ритмического чувства;

• развитие мелкой моторики рук;

• обучение самомассажу лица и шеи;

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

• работа по формированию правильного речевого дыхания;

• обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

• выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;

• выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом;

• формирование умения четкого проговаривания окончаний существительных, прилагательных, глаголов;

• формирование умения использовать в речи интонации повествования, вопроса, восклицания;

• формирование навыка выразительного рассказывания

Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов

• различение звуков на слух и с опорой на органы артикуляции;

• развитие навыков дифференциации согласных звуков

• выделение звуков из состава слова;

• преобразование слогов и слов;

• закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, согласный звук;

• развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с последующим выкладыванием схемы;

• звуковой анализ слов: грибы, фонари, лицо, улица, щетка, клещи, миска, кошка, молоко, кукла, тигр, машина, шар, лимон, кошка, школа;

• формирование умения составлять цепочки слов (слово на последний звук предыдущего).

Раздел 4. Лексика

Расширение, уточнение и активизация словаря(на этапе автоматизации звуков).

Раздел 5. Грамматический строй речи

Работа по развитию лексико-грамматических категорий проводится на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. (См.приложение)

Раздел 6. Связная речь

Также в основном проводится на этапе автоматизации звуков на индивидуальных занятиях или в миниподгруппах.

• совершенствование навыка составления простых предложений и распространение их однородными членами;

• обучение составлению сложноподчиненных предложений;

• обучение составлению сложносочиненных предложений;

• составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в заданной падежной форме;

• составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание, пересказ;

• обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;

• развитие диалогической и монологической речи;

• составление описательных рассказов.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова;

• определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

• составлять графические схемы слов, предложений;

• пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

Список литературы:

1. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды.

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению

грамоте детей старшего дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007

2. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера». 2007

3. Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей

4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения. М.: Творческий Центр «Сфера», 2009

5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.,

«Детство –Пресс», 1996.

7. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение. – М., «Дельта», 1997

8. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство –Пресс», 2009

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М: Просвещение. 2009.

10. Логопедия \ под ред. Л.С.Волковой. М.: 2003

11.Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: «Айрис Пресс», 2006

12. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 -5 лет с общим недоразвитием речи. М.: Мозаика – Синтез. Творческий Центр «Сфера», 2005.

13. Курмаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Блочно-тематическое планирование. Волгоград; Учитель. 2012.

14. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

15. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М: АСТ: Астрель, 2010.

16. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Волгоград; Учитель. 2012.

17. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

18. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград: Учитель, 2011.

19. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст. Волгоград; Учитель. 2012.

20. Бухтаярова Е.Ю. Программа развития связной речи детей 5-7 лет. Волгоград; Учитель. 2012.

Приложение

Содержание по лексико-грамматическим категориям. (1 год обучения)

(игры берутся по выбору логопеда в зависимости от автоматизируемого звука, этапа автоматизации, плана индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка и др.)

• развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

• закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями: мой — моя — моё;

• образование глаголов с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;

• согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;

• упражнение в преобразовании имен существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число;

• формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа;

• упражнение в согласовании существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже;

• упражнение в образовании относительных прилагательных;

• упражнение в согласовании существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени;

• упражнение в умении образовывать сравнительную степень прилагательных;

• согласование притяжательных прилагательных и местоимений с существительными;

• формирование умения образовывать приставочные глаголы; изменение глаголов по временам;

• использование предлогов с, на, под, в, из;

• образование существительных с помощью суффиксов (сахар-сахарница);

• образование существительных творительного падежа (что с чем? – чашка с чаем);

• образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый)

• согласование глаголов настоящего и прошедшего времени с существительными;

• закрепление употребления существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;

• формирование умения употреблять слова-антонимы;

• закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными (2,5);

• совершенствование понимания обобщающего значения слов;

• закрепление навыка согласования существительных и глаголов;

• закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян (луговой, полевой), притяжательных прилагательных, прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький);

• употребление наиболее доступных антонимических отношений между словами (быстро-медленно, далеко-близко);

• согласование притяжательных местоимений с существительными;

• закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, пере-, про-, при-;

• расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение;

• совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

• закрепление умения согласования числительных с именами существительными;

Содержание по лексико-грамматическим категориям. (2 год обучения)

• образование относительных прилагательных и согласование их с существительными;

• закрепление навыка образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• употребление в речи глаголов 1, 2, 3 лица, согласование с существительным;

• формирование умения подбирать однородные определения;

• употребление существительных множественного числа в И.п. и Р.п.;

• закрепление умения образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;

• согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;

• развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

• образование существительных с увеличительными оттенками (лапищи, зубищи);

• закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;

• употребление слов с эмоционально-оттеночным значением.

• формирование умения образовывать различные временные формы глаголов;

• употребление притяжательных прилагательных;

• формирование умения употреблять слова-антонимы;

• формирование умения образовывать прилагательные от слов, обозначающих продукты;

• формирование умения образовывать и подбирать родственные (однокоренные) слова;

• формирование умения образовывать приставочные глаголы;

• подбор однородных определений;

• усвоение навыка образования существительных множественного числа Р.п.;

• усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

• формирование умения образования сложных слов (снегоход, снегопад);

• закрепление умения согласовывать числительные с именами существительными;

• образование прилагательных, от существительных, обозначающих геометрические фигуры;

• закрепление навыка согласования слов, обозначающих цвет, форму, размер;

• образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее);

• образование слов разной степени превосходства (большая, поменьше, маленькая);

• усвоение многозначности слов (поезд идее, снег идет, человек идет);

• закрепление навыка согласования существительных и глаголов;

• формирование навыка употребления глаголов совершенного и несовершенного видов;

• закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-, вы-, у-, пере-, про-, при-, за-;

• закрепление умения согласования числительных, существительных и прилагательных (пять кудрявых берез);

• закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных;

• расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение;

• употребление наречий при обозначении расположения предметов и объектов;

• согласование притяжательных местоимений с существительными;

• совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Категория: Логопедия
27.02.2016 09:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП