СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Социально-технологичесакий техникум»
Социально-психологическое сопровождение учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ в воспитательном процессе ГБПОУ МО «СТТ» структурного подразделения г. Дрезна для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ
Педагог-психолог
Камышова В.В.
Структурное подразделение
ГБПОУ МО «СТТ»
Дрезна 2015г.
Каждый год в наш лицей – приходят новые учащиеся разного возраста. В этом учебном году состав учащихся структурного подразделения обновился примерно на 20 % (11 чел). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей поступают из детских домов, приютов, школ – интернатов: г. Орехово-Зуево, Ильинки, г. Павловский Посад, Ефимово, г. Серпухов. Для этих детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию и социализацию. Главная задача в этой ситуации – помочь детям в социальной адаптации, а также оказать им необходимую психологическую помощь.
Целью в работе с данной категорией детей я ставлю психологическое, социальное, медицинское сопровождение, профилактическая работа с детьми с легкой умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями в развитии; обеспечение психологической помощи и сопровождение учащихся группы риска.
Это позволяет определить индивидуальные особенности и склонности учащихся, выявить причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Основными направлениями работы является:
- Тест «Способен ли ты быть лидером» направлен на выявление лидера в группе, лидерских качеств, способностей учащихся
- Тест Леонгарда–Шмишека «Типы акцентуаций характера» - исследование черт, склонностей, сложностей характера личности
- Проективный рисунок «Конструктивный рисунок человека» методика арттерапи – направлен на выявление качеств человека.
- Проективная методика «Цветовой тест Люшера» - направлена на оценивание субъективного состояния личности, его индивидуальности, личностных особенностей.
- Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» направлена на исследование личности и т.д.
Проанализировав полученные результаты можно сказать, что психоэмоциональное состояние у некоторых вновь прибывших учащихся не стабильно, это связано с нарушениями процесса адаптации к условиям проживания и обучения в техникуме, возникает легкое депрессивное состояние, как правило, характеризующееся снижением настроения, подавленностью, которые возникают в результате нервных потрясений и различных стрессовых ситуаций.
Для воспитанников с подобным состоянием свойственны частые смены настроения, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна и аппетита, плохое самочувствие, а также некоторыми личностными и возрастными особенностями (их повышенной эмоциональностью, чувствительностью, восприимчивостью и т.д.).
У наших воспитанников замедлены темпы психических процессов, их подвижность, переключаемость, отсутствует логическое мышление, недостаточность восприятия моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом.
Воспитанники, поступая в наше учебное заведение, сталкиваются с новыми условиями существования, с новыми требованиями, нормами, правилами поведения. Зачастую эти требования и условия резко отличаются от привычных для них, поэтому им приходится адаптироваться и привыкать к новым условиям. С вновь прибывшими учащимися проводится организованная работа по адаптации и социализации, а с некоторыми воспитанниками, которым сложно адаптироваться к новым условиям она продолжается и сейчас (Литвинов В., Бузаладзе В., Башашина Ю., Кибартас Ж., Пыжнов Л.):
- у 3-х воспитанников (27%) – Данилова Т., Балашова Д., Пасоркиной Ж. высокий уровень критерии успешной социальной адаптации, у этих ребят осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни, гармония отношений с взрослыми и сверстниками, адекватное отношение к педагогическим воздействиям, развит самоконтроль поведения, принимают активное участие в жизни коллектива.
- самый низкий уровень критерий социальной адаптации у Башашиной Ю.( 9%), ей присуще неприятие и невыполнение норм коллективной жизни, неадекватное отношение к педагогическим воздействиям, пассивное участие в жизни коллектива, неудовлетворенность своим статусом и отношениями.
- основной состав учащихся (64%) им свойственно конформизм (изменение поведения или убеждений) в отношении норм коллективной жизни, либо преобладает индивидуальное отклонение в поведении, либо социальное, неустойчивые отношения с окружающими, противоречивое отношение к педагогическим воздействиям, периодическое участие в жизни детского коллектива, неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями (Фабричнова Н., Сапельничкова Н. Власенко А., Пыжнов А., Толстов Н., Коробов М., Бузаладзе В.).
- Групповое занятие «Мы все разные, но мы, все вместе!» - направленное на определение психологического климата в группе и сплоченность.
- Проективная методика арттерапии «Воздушные рисунки» направлена на развитие воображения, мелкой моторики рук, выявление психического состояния
- Занятие с элементами релаксации «Заброшенный дом» направленное на установление контакта со своим сознанием, восстановление целостности, самоисцеление.
Поскольку основным контингентом учащихся являются дети, имеющие легкую степень умственной отсталости, можно сказать, что они не способны к обобщению и испытывают большие трудности в понимании любого явления.
- Групповая консультация для девочек по профилактике ранней беременности «Мама, я живу, пусть даже ты этого не знаешь!».
- Групповая консультация для мальчиков по профилактике заболеваемости ИППП «Инфекции передаваемые половым путем».
Структурное подразделение тесно сотрудничает с Детским наркологическим центром г. Орехово-Зуево. Заведующая Шаравина Ольга Александровна оказывает помощь в обследовании, пролечивании подростков с обострением психического состояния. Проводятся лекции психиатра с учащимися, склонными к употреблению алкоголя, нуждающиеся учащиеся - пролечиваются. В сопровождении педагога-психолога воспитанники регулярно бывают на приеме у врача-психиатра, нарколога, невролога, эпилептолога и др. необходимых специалистов.
С целью предупреждения бродяжничества, а также профилактики асоциального поведения, наркомании, табакокурения и употребления алкоголя, проводится профилактическая работа: профилактические беседы, линейки, занятия. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека; формирование умения противостоять давлению сверстников; формирование негативного отношения к наркомании.
© 2015, Камышова Вероника Викторовна 985