СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Владимир Сычев, один из создателей спутников «Бион-М», рассказал РИА «Новости» о том, как российские биоспутники помогают нам понять, как перенести биосферу в космос, как российские ученые проверили теорию занесения жизни на Землю из космоса и поделился мыслями о том, как крушение «Прогресса» повлияет на российскую космическую науку.
На этой неделе в стенах Президиума РАН в Москве прошла международная конференция по космической медицине и биологии, проведенная Институтом медико-биологических проблем РАН. В рамках этой конференции российские ученые и их зарубежные коллеги рассказали о последних успехах в изучении того, как космос влияет на жизнь человека и других живых существ, и раскрыли планы на будущее.
Владимир Николаевич Сычев, заместитель директора по научной работе ИМБП, рассказал на конференции о том, какие эксперименты сотрудники института и их зарубежные коллеги будут вести на борту нового российского биоспутника «Бион-М2», и как эти опыты повлияют на подготовку к путешествиям в дальний космос. Он рассказал РИА «Новости» о том, насколько важны подобные исследования для сохранения лидерства России в области пилотируемой космонавтики.
— Владимир Николаевич, учитывая серьезные сокращения в финансировании научной части российской космической программы на последующие 10 лет и сдвиг многих проектов на более поздние сроки, ожидаете ли вы проблем для «Биона-М2» и последующих биоспутников, если эконмическая ситуация не улучшится?
— Пока, насколько я знаю, можно говорить о том, что эти сокращения не повлияют на реализацию программы «Бион». Но, на самом деле, это лишь наша точка зрения, и сказать что-то точно в данном случае очень сложно.
Деньги, которые требуются на реализацию наших проектов, являются очень скромными по сравнению с теми программами, которые ведет Институт космических исследований. Там действительно выделяются очень большие деньги, к некоторым проектам есть вопросы, но судить об их состоянии сложно, так как мы смотрим на них со стороны. В целом, я могу сказать, что пока проблем у нас не возникало.
— В апреле 2014 года НАСА запретило своим сотрудникам участвовать в совместной работе с российскими учеными. Повлияло ли это на анализ результатов экспериментов на борту «Биона-М» и создает ли это проблемы с «Бионом-М2»?
— На самом деле, проблем с первым «Бионом» не было — никто не мешал нашему сотрудничеству, и наши американские коллеги участвовали в нем в полном объеме. Насчет второго «Биона» мы сейчас разговариваем и прорабатываем варианты. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но ситуация движется вперед.
— В рамках прошлого «Биона» вы проводили интереснейший эксперимент по проверке теории панспермии, возможности занесения жизни на Землю из космоса, и в 2013 году вы рассказывали о том, что его выводы частично подтвердились, но таблетки с микробами раскололись при посадке зонда. Удалось ли вам узнать что-то новое?
— Да, нам удалось обнаружить микробов внутри этих образцов, оказалось, что они выжили при посадке. Это удалось сделать как бактериям-экстремофилам, так и обычным бациллам. Так что, в принципе, возможность выживания спор микроорганизмов внутри метеоритов является доказанной.
— Тем не менее, вы все равно планируете проводить подобные эксперименты на борту «Биона-М2»?
— Мы будем проводить их потому, что, понимаете, есть несколько тонкостей. Нужно знать, до каких температур раскаляется корпус зонда при входе в атмосферу, как нагревается одна его сторона и как нагревается другая, и сравнить это с тем, что происходит с метеоритами. Метеориты, к тому же, взрываются или сгорают полностью при вхождении в атмосферу. В общем, есть много сложностей, много моментов, которые нужно уточнить.
С другой стороны, если верить в панспермию, то в какой-то степени уже сейчас можно говорить о том, что это возможно. Если же не верить в это, то тогда факт выживания микробов в таких условиях ничего не говорит сам по себе.
— Недавно ваши коллеги из университета Калифорнии в Ирвине показали в экспериментах на мышах на земле, что длительное облучение космическими лучами ведет к снижению интеллектуальных способностей. Возможно ли проведение таких опытов на биоспутниках?
— Ответ на этот вопрос мы получили уже на первом «Бионе». Наши коллеги в опытах на мышах обнаружили, что длительная жизнь на орбите приводит к серьезным изменениям в работе дофаминовой системы мозга. Это сказывается на обучаемости грызунов — она резко снизилась после полета и возвращения грызунов на Землю.
— Можно ли с этим как-то бороться? Помешает ли это полету на Марс или постройке базы на Луне?
— Понимаете, все эти исследования сейчас находятся на самых ранних стадиях, мы еще только начинаем накапливать статистику. У нас только начинает появляться понимание того, с чем мы сталкиваемся в открытом космосе. Как с этим бороться?
Опыт астронавтов, летавших на Луну и лунную орбиту, показывает, что те из них, кто спускался на поверхность планеты, чувствовал себя по возвращению на Землю лучше, чем те члены экипажей «Аполлонов», которые оставались на орбите. Иными словами, варианты того, как можно избежать этих негативных эффектов, могут быть самые разные, и мы только начали исследовать то, что вызывает подобные эффекты.
© 2016, Шкроб Галина Геннадьевна 393