Коучинг –занятие:« Оценивание в учебном процессе».
« Ученики должны уметь сами оценивать свои знания».
П.Блэк и Д.Уильям
В процессе изучения Программы второго (основного) уровня у меня сложилось представление о коучинге как о креативном, активном и созидательном взаимодействии коллег, направленном на развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта. Во время прохождения практики одним из заданий, которое мне предстояло выполнить – это провести коучинг – занятие в контексте идей семи модулей Программы второго уровня.
Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учиться лучше, у него не может быть тройки». Почему – то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, не может объективно оценить его. Оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому одна из актуальных и самых обсуждаемых тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти в каждой школе – объективное выставление оценок учащимся. Эта почти ежедневная проблема учителей.
Оценивание – категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения. (См.:Руководство для учителя. Стр 257)
Оценивание в учебной деятельности – это вид деятельности по установлению ценности достигнутой учеником. Само установление ценности проводится путем сравнения начального уровня достигнутым и достигнутого уровня с эталоном. (См. : Блинов В. М. Эффективность обучения. М. , 1976, с. 21 - 22)
Для начала я провела беседу и анкетирование с учителями нашей школы с целью выявления потребностей учителей в контексте идей семи модулей Программы второго уровня ( Приложение 1) и пришла к выводу, что учителям интересна тема «Оценивание в учебном процессе». Тогда я решила провести коучинг занятие об оценивании с целью оказания содействие учителям в понимании таких понятий как «суммативное оценивание» и «формативное оценивание», «критериальное оценивание». Я посчитала, что необходимо показать важность этих видов оценивания. Для успешного его проведения, я решила показать эти виды оценивания в учебном процессе, а не просто читать лекцию, а для этого я выбрала конкретные задания, при выполнении которых учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия узнали бы о различных видах оценивания.
Для установления доброжелательного настроя я начала своё коучинг занятие с тренинга «Ладошки». Учителя стали обводит свои руки карандашом. И нужно было написать на каждом пальце 5 самых лучших своих качеств, затем передают соседу и передают другим участникам, где те дописывают на ладони другие качества, присущи тому, чья ладошка. После завершения работы мы начали сравнивать, есть ли соответствие. Во время обсуждения мы узнали что – то новое о себе, а также как видят нас другие люди, то есть не всегда мы видим то, что есть в человеке, и не всегда оцениваем друг-друга адекватно ожиданиям. ( Приложение 2). Проведение тренинга позволило наладить эмоциональный настрой коучинга.
На этапе вызова я предложила им нарисовать снеговика. Учителя с радостью принялись выполнять задания, при этом они отметили то, что они почувствовали в роли учеников. ( Приложение 3). После завершения работы я их оценила таким образом, чтобы вызвать их недовольство. Затем я задала им вопрос: « Довольны ли вы своими оценками? Почему?». Они ответили «нет», аргументируя тем, что я им необъективно выставила оценку. И тут же я разделила коллег на группы: те, кто получили оценку «5» образовали 1 группу, «4» - 2 группу и «3» - 3 группу.
Я думаю, что мною было правильно выбрано задание на этапе вызова, я считаю, что смогла активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу.
Для того, чтобы показать им какого вида оценивания можно применять на уроке, я предложила им нарисовать медвежонка в полный рост. Учителя стали рисовать, утверждая, что они плохо рисуют, но после работы они сами были удивлены результату своей работы. 1 группа самооценила себя, 2 группа взаимооценила работу 3 группы, а 3 группа оценивала работу 2 группы по критериям, предложенной мною. ( Приложение 4). После работы я их спросила: «Что вы заметили? Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить?». Они ответили, что применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что проставленные оценки отличаются друг от друга. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям. Я думаю, что благодаря удачно выбранному заданию я смогла донести не только виды оценивания, но и о необходимости критериев для выставления оценки.
Следующей моей задачей было, чтобы учителя не только практически, но и теоретически узнали о видах оценивания, и я приготовила презентацию и рассказала о суммативном и формативном оценивании, важности критериального оценивания, которое несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей ( Приложение 5). Я считаю, что учителям было очень интересно, так как они узнали о новых подходах оценивания.
Далее было обсуждение: как бы они применили это на своих уроках. После чего я им предложила сыграть ролевую игру с применением техники формативного оценивания. Особенности техник формативного оценивания заключается в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендации по улучшению обучения и учения. Итак, задание 1 группе применить технику формативного оценивания «Сигналы рукой», 2 группе – «Две звезды и желание» (взаимооценивание) и 3 группе – «Словесная оценка» (устная обратная связь). Учителя отлично справились с данным заданием. (Приложение 6)
А итоги коучинг – занятия я подвела при помощи обратной связи в виде упражнения « Ладошки».( Приложение 7). Этот прием удачно применен в процессе рефлексии и был просмотрен фрагмент фильма «Цирк Баттерфляй».
После проведения коучинг – занятия я сделала для себя выводы:
Цели процесса коучинга и ожидаемые результаты обучения были хорошо достигнуты. Так как во время коучинга я старалась объяснить теоретически и применить практически виды оценивания. В процессе выполнении задании учителя поняли важность этих видов оценивания в учебном процессе, а так же каким образом они могут повлиять на успешность учебного процесса. Я считаю, что хорошо было реализовано заданий на этапе вызова, которое позволило наладить эмоциональный настрой коучинга, активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу. Трудности возникли при выполнении заданий по критериальному оцениванию, надо было предложить самостоятельно разработать критерии оценки, тогда они больше бы смогли понять, как это делать. Я считаю, что мне необходимо учесть опыт проведения коучинг- занятия и продолжить работать над данной темой. В дальнейшем я планирую больше времени уделять изучению теории при проведении коучинг – занятий.
Используемая литература:
Руководство для учителя. Второй ( основной) уровень.
Издание третье. АОО « Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012u стр 257 .
Блинов В. М. Эффективность обучения. М. , 1976, с. 21 - 22)
Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек, 2012 г