СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей. То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль. Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут учитель и родители ребенка.
В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые лица. Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.
По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.
1 Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. У таких детей в первое время все же могут возникать сложности в общении с детьми или учителем, но обычно к концу второго месяца учебы эти трудности преодолеваются. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.
2 Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом.
В первом классе на плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка. Какую бы работу ни выполнял школьник: умственную по усвоению новых знаний, статическую нагрузку, сидя в почти неподвижном положении за партой, психологическую от общения в большом коллективе, - на все это детский организм реагирует напряженной работой. И чем больше нагрузка, тем больше ресурсов тратится. А возможности детского организма далеко не безграничны. Поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал длительного напряжения, которое приводит к утомлению и переутомлению, что может негативно отразиться на детском здоровье. Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца.
Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются:
- Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.
- Ребенок справляется с учебной программой.
- Ребенок способен самостоятельно выполнять учебные задания, а при возникновении трудностей прибегать к помощи взрослых только после попыток справиться с задачей самому.
- Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с одноклассниками и учителями.
-80%
© 2015, Хорькова Людмила Николаевна 2472