СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Адаптация первоклассников к школьному обучению.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – настоящая стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Почему каждому ребёнку приходится проходить этот сложный период школьной адаптации? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным, соблюдать определённые правила. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на произвольных усилиях ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных физиологических и психологических особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе. Все эти факторы очень важны. Но самое главное, на мой взгляд, проблема готовности ребёнка к школе. Выделяют несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Это уровень мотивационного развития ребёнка, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения) и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей и формирует внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция школьника признаётся главным критерием готовности к школьному обучению.

Следующим важным фактором является произвольность поведения. Произвольность поведения рождается в коллективной ролевой игре и игре по правилам, которые позволяют ребёнку подняться на более высокий уровень. Коллектив детей формирует или принимает правила игры и следит за их выполнением, корректирует нарушения, тогда как в одиночку осуществить это ребёнку не под силу.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка, и в первую очередь уровень развития интеллектуальных процессов. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к моменту начала школьного обучения недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность.

Одной из центральных составляющих социально-психиологической готовности к школе является коммуникативная состоятельность. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников.

Не менее, чем перечисленные выше параметры готовности к школе, важна эмоциональная зрелость ребёнка. Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Не снимая ответственности с себя, как учителя и классного руководителя первого класса, хочу заметить, что в этот сложный для первоклассника период ребёнку очень важна разумная поддержка родных – мам, пап, бабушек и дедушек. Семья должна серьёзно отнестись к новой деятельности ребёнка. Семья по-новому начинает контролировать ученика. Самое главное, что может дать семья – заинтересованное отношение не только к результату, но и к процессу обучения, разумную организацию рабочего дня дома и в школе, понять необходимость воздерживаться от развлечений и длительных компьютерных игр в вечернее время, если завтра предстоит учебный день.

Вот те задачи, которые я ставила перед собой на этот сложный адаптационный период:

- дать понять детям, что их в школе ждали и им рады;

- сформировать дружескую обстановку в детском коллективе;

- вызвать интерес к процессу познания нового, к самому содержанию изучаемого, стараясь не увлекаться игровыми моментами;

- ознакомить учащихся с рядом правил и норм поведения, принятых в школе и требовать от детей неукоснительного их выполнения;

- выявить детей, с трудом адаптирующихся в школе и наметить пути преодоления этих трудностей совместно с психологом школы и родителями. Вот признаки успешной адаптации: Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и даже неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игра с друзьями. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может самостоятельно сходить в туалет, столовую), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравятся учителя, ведущие уроки в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?", он решительно отвечает: "Нет!"

05.04.2021 20:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП