СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, поэтому работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомство с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником
Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
I.Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.
II.Организация оздоровительно-профилактической работы.
III.Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
IV.Организация внеучебной жизни первоклассников.
V.Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
VI.Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Психолого-педагогические условия благоприятной адаптации первоклассников к обучению.
Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:
Формирование нравственных и эстетических представлений
Психическое развитие младшего школьника
К младшему школьному возрасту в возрастной психологии относят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению. Более раннее или более позднее начало обучения ребенка в школе смещает верхние границы этого возрастного диапазона. Более совершенные методы обучения несколько ускоряют психическое развитие и также смещают верхнюю границу, но это не особенно сказывается на последующем обучении и успехах ребенка в школе.
Исторически младший школьный возраст в возрастной психологии выделился относительно недавно, в связи с введением системы всеобщего обязательного среднего образования. Его содержание и задачи еще окончательно не определились, поэтому также нельзя считать неизменными и психологические особенности детей этого возрастного этапа.
В настоящее время школа берет на себя ответственность определить готовность ребенка к начальному школьному обучению, а родители вправе принять решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка — государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.
Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходимыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной деятельностью. Школьное обучение не тождественно любому другому обучению. До этого учение для ребенка было включено в игру и не было обязательным. Теперь у ребенка появляется целый ряд обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими людьми. Важным для ребенка становится не только овладение системой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психические процессы у младшего школьника становятся все более произвольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над мотивом "Я хочу".
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
Уровни адаптации.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе
Высокий уровень
- Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.
- Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.
- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.
- Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение
Средний уровень
- Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.
- Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.
- Усваивает основное содержание учебных программ.
- Самостоятельно решает типовые задачи.
- Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.
- Общественные поручения выполняет добросовестно.
- дружит со многими одноклассниками
Низкий уровень
- Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.
- Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.
- Наблюдаются нарушения дисциплины.
- Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.
- Самостоятельная работа с учебником затруднена.
При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.
- К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.
- Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
- Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников
Для успешного начала обучения детей в школе стоят такие задачи:
Для этого, в первую очередь, необходимо было выявить уровень готовности наших первоклассников: физиологическую, личностную, интеллектуальную, т.е. стартовый уровень.
В классе 9 человек: 6 мальчиков и 3 девочки, 2 человека 2005 года рождения, 6 человек 2006 года рождения, 1 человек 2007 года рождения
Социальный уровень семей средний. Почти все семьи обеспеченные.
Социальный состав – высокий. Из 9 человек – 7 воспитывается в полных семьях. Воспитанием двух детей занимаются матеря-одиночки.
По результатам диагностики готовности детей к школе была обследована психологическая и педагогическая готовность детей к школе. По данным в классе:
Изучив индивидуальные карты развития детей я сделала такой вывод: дети все любознательные, активные, легко идут на контакт со сверстниками, со взрослыми, у 6 человек достаточный запас представления для усвоения учебных предметов. У 3 детей не достаточен уровень запаса знаний для освоения школьных предметов. Но каждый ребёнок индивидуален, к каждому нужен подход, внимание.
Была проведена диагностика
Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем по семи шкалам в соответствии со следующими показателями. 1-я шкала – учебная активность. 5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно. 4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. 3 – редко поднимает руку, но отвечает верно. 2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная. 1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы. 0 – учебная активность отсутствует полностью.
2-я шкала – усвоение программных материалов. 5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий. 4 – единичные ошибки. 3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов. 2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов. 1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний. 0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.
3-я шкала – поведение на уроке. 5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность. 4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков. 3 – часто разговаривает с товарищами, не собран. 2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало. 1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает. 0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.
4-я шкала – поведение на перемене. 5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах. 4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят. 3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. 2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую. 1 – пассивен, избегает других. 0 – часто нарушает нормы поведения.
5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками. 5 – общителен, легко контактирует с детьми. 4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются. 3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми. 2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. 1 – замкнут, изолирован от других. 0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям.
6-я шкала – отношение к учителю. 5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. 4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования. 3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам. 2 –не слушает учителя, мало входит в контакт 1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется. 0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7-я шкала – эмоции. 5 – хорошее настроение, часто улыбается. 4 – спокойное эмоциональное состояние. 3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность). 2 – отрицательные эмоции преобладают. 1 – депрессивное настроение. 0 – агрессия.
Карта школьной адаптации.
Ф.И.О. обучающихся |
Учебная активность |
Усвоение программных материалов |
Поведение на уроке |
Поведение на перемене |
Взаимоотношение с одноклассниками |
Отношение к учителю |
Эмоции |
1.Искалиев Жанат |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2.Колосков Михаил |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3.Куприянович Максим |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
3 |
4.Мамбетов Азамат |
0 |
0 |
2 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5.Мулдашева Ангелина |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6.Пахомов Тарас |
2 |
1 |
1 |
5 |
3 |
2 |
2 |
7.Салыкова Регина |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
8.Саносян Ага |
0 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
9.Тастанова Самира |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 30–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–29 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.
По результатам проведенной диагностики адаптации первоклассников:
Методы и приёмы оказания помощи первоклассникам
в период адаптации:
Учим ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.
© 2015, Саидова Джемиля Мугудиновна 10513