СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВСТУПЛЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ «Здоровый человек – есть самое драгоценное произведение природы» Т.Карлейль. Издревле считается, что здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания. Педагоги должны понимать, что воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернётся ему в виде здоровых и полноценных граждан. Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений. Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности. Для того чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом, через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков. Ученик, преодолевающий леность, занимающийся постоянно утренней гимнастикой и спортом, приобретает важное нравственное качество – трудиться. Сегодня, как никогда, от учителя требуется выработать новое педагогическое мышление, при выборе методов воспитания постоянно необходимо учитывать интересы ребенка. Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшение его функционального физического состояния необходимо работать в трех направлениях: Оздоровительное направление – основы направления решают проблемы улучшения физического развития и физического состояния учащегося. Задачи: 1. Формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом. 2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены и медицины. 3. Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Воспитательное направление – основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников. Задачи: 1. Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах. 2. Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей. 3. Учить бережному отношению к инвентарю. 4. Создавать условия для проявления положительных эмоций. 5. Привлекать родителей к участию во внутри школьных соревнованиях. Образовательное направление – обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств. Задачи: 1.Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы. 2. Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач. 3. Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям. 4. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в прикладном и спортивном направлении. Оптимальная организация современного урока предполагает, что задачи обучения не только комплексные, но и конкретные, учитывающие особенности учащихся данного класса. Для изучения функциональных возможностей учащихся, уровня физической подготовленности, состояния здоровья необходимо проводить тестирование. Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития учащегося и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психологического развития. Результаты диагностики, которые ежегодно фиксируются в нормативном журнале, являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития учащихся и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Следует также отметить, что выявленная (в результате тестирования) неравномерность в сроках созревания отдельных функций организма у учащихся позволяет определить их индивидуальные особенности и оптимальные условия для нормального психического развития каждого ребенка. Тестирование решает проблему дифференцированного подхода в обучении двигательным действиям. Нельзя сосредотачивать внимание только на результатах тестирования. Необходимо учитывать двигательную активность детей, на основе чего можно выделить три группы учащихся: 1 группа – учащиеся со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети с нормой массы тела редко болеют, хорошо усваивают материал. 2 группа – дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большой объем движений создает большую физическую нагрузку на организм учащегося, он, как и повышенный вес, может привести к отклонению в сердечно-сосудистой системе 3 группа – малоподвижные учащиеся, т.е с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на уроках. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся. В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений, как поточный мелкогрупповой. Класс делят на несколько небольших групп, в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания – повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность круговой тренировки, комплекс включаемых в нее упражнений, дозирование нагрузки и другие черты методики зависят, естественно, от возрастных особенностей учащихся и уровня подготовленности. Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому, в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. В результате выполнения данный комплекс будет способствовать совершенствованию умений и навыков, входящих в учебный материал. Обязательное условие – предварительное изучение этих упражнений учащимися. Круговая тренировка, как интегральная форма физической подготовки, приучает учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Существенным является и то, что круговая тренировка обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, позволяет предельно эффективно использовать время, планируемое на физическую подготовку. В основе организации учеников для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть разработана четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено – для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий – четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. На уроках физической культуры одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств учащихся и обучению, определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая школьников какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для лучшего освоения двигательных умений и навыков. Педагогика утверждает, что нельзя назвать определенные универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки. На уроках используется наглядное пособие – карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.
Преимущества круговой тренировки 1. Позволяет дифференцированно развивать не только физические качества учащихся, но и их комплексные проявления. 2. Способствует повышению интереса и эмоциональности уроков физической культуры. 3. Повышает плотность и интенсивность урока. 4. Соблюдаются принципы индивидуализации, доступности и постепенности. 5. Служит хорошим подспорьем преподавателю в наблюдении за ростом физической подготовленности и позволяет своевременно внести коррективы в ход учебного процесса. Цели: 1. Сделать занятия физическими упражнениями для каждого обучающегося привычкой. 2. Мотивация детей к самостоятельным занятиям. 3. Всестороннее развитие основных двигательных качеств. Задачи: 1. Укреплять здоровье детей и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно простудным и инфекционным. 2. Формирование телосложения 3. Развитие и совершенствование физических качеств.
Надо помнить, что эффективность урока значительно повысится, если учащиеся будут понимать свои учебные задачи, которые нужно рассматривать и решать комплексно. Система работы учителя должна быть направлена на постепенное увеличение самостоятельности обучающихся путем усложнения содержания обучения, а также использования системы дидактических приемов и принципов, активизирующих их спортивную деятельность. Учителю необходимо учитывать специфические особенности своей деятельности при организации учебных занятий: • добровольный характер занятий; • своеобразие спортивного коллектива; • необходимость постоянно поддерживать высокий уровень своих физических возможностей. Принципы и методы обучения В учебном процессе действуют различные закономерности, основанные на биологических, педагогических, психологических и логико-познавательных особенностях воспитания учащихся. Эти особенности базируются на общих дидактических принципах, которые получили в области физического воспитания свое специфическое выражение. Дидактические принципы урока образуют единую систему, взаимосвязанную и взаимообусловленную, направленную на воспитание учащихся. Принцип сознательности и активности Успешное решение задач поставленных перед учащимися в процессе урока во многом определяется творчеством и самостоятельностью занимающихся их активностью и сознательным отношением к делу.
Принцип наглядности Наглядность с процессе обучения обеспечивается демонстрацией различных упражнений или приемов. Показывать технико-тактические приемы следует четко, технически правильно. Принцип доступности Определяя меру доступности учитель руководствуется программными и нормативными требованиями, а также физическими возможностями и данными врачебного контроля. Принцип индивидуализации Помогает в каждом конкретном случае определить различие между календарным и биологическим возрастом, так как превышение нагрузок создает угрозу здоровью. Принцип систематичности Регулярные занятия физической культурой дают несравненно большой эффект, чем прерывистые или эпизодические, так как функциональные и структурные изменения в организме человека, достигнутые в процессе урока, обратимы, т.е претерпевают обратное развитие в случае прекращения мышечной деятельности. Принцип прогрессирования Постепенное повышение требований на фоне прочно закрепленных навыков и умений отражает общую тенденцию учебного процесса. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособлений к физическим нагрузкам. Методы обучения, как инструментарий учителя, требуют постоянного совершенствования. Выбор и определение набора методов всегда является делом творческим:
• объяснительно-иллюстративный метод; • репродуктивный (воспроизводящий) метод; • метод проблемного изложения; • частично-поисковый метод; • исследовательский метод; • метод расчленённого упражнения; • идеомоторный метод; ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ Метод круговой тренировки на уроках физической культуры в нашей школе применяется давно. Сначала это были отдельные комплексы упражнений для развития только физических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, сила) и совершенствования их комплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т.п). В нашей школе при проведении уроков физической культуры методом круговой тренировки после проведения тщательной разминки, выполнения общеразвивающих упражнений учащиеся делятся на несколько групп. Спортивный зал или спортивная площадка делятся на так называемые «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. По команде учителя группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на другую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг. При составлении комплексов круговой тренировки я стараюсь на разных «станциях» вовлекать в работу различный группы мышц. Схематично это можно сделать так: На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, и в то время как одна группа мышц получает нагрузку, другая – активно отдыхает. Видя, что уроки с использованием круговой тренировки интересны учащимся, я стала добавлять в упражнения элементы спортивных игр (волейбола и баскетбола). А так же стала использовать метод круговой тренировки на открытой площадке при изучении раздела легкой атлетики. Уроки стали разнообразнее и интереснее. Подытоживая характеристику круговой тренировки, можно сделать следующие выводы: 1. Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. 2. Круговая тренировка в школьном уроке обычно составляет относительно самостоятельный его подраздел, для которого отводится достаточно много времени (до 20 минут, иногда и больше) в основной части. 3. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры. 4. Комплексы круговой тренировки составляются, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений. 5. В методическом отношении круговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха. Строгая регламентация процесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается объективной оценкой достигнутой работоспособности. 6. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные имеют возможность добиться, по крайней мере, относительно тех же успехов, что и самые сильные. 7. Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Понятно, что все это представляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. 8. Метод круговой тренировки позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе. 9. Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения – от школьного физического воспитания до «большого» спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ За время работы по данной теме систематизировала свои наработки, в результате чего получила следующие результаты: 1. Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям; 2. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как учителей по физической культуре; 3. В результате такой работы можно добиться укрепления здоровья детей, сформировать потребность систематически заниматься физической культурой и спортом, добиваться успехов и вести здоровый образ жизни; 4. Добиваюсь 100% присутствия детей на уроке. Дети, пришедшие после болезни или освобожденные, присутствуют на уроке в роли ассистентов, а также готовят сообщения по разделу «основы знаний».
© 2019, Щапина Наталия Александровна 261