СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры
Организация круговой тренировки на уроках физической культуры возможно при наличии определенных условий, связанных с местом её проведения, наличием инвентаря и оборудования, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением учащихся с новой организационной формой.
В условиях урока физкультуры круговая форма занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Время планируемое на уроке для проведения круговой тренировки, определяется из расчета общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока и колеблется от 10 до 15 минут. Круговая тренировка в зависимости от количества станций укладывается в этот лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физкультуры.
В зависимости от задач урока круговую тренировку можно планировать как в подготовительной, основной, так и в заключительной части урока.
Включение в подготовительную часть круговой тренировки играет роль в подготовки организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.
Применение круговой тренировки в основной части урока связанно с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал, и готов выполнить работу в большем объеме и оптимальных условиях нагрузки. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.
В заключительной части урока комплексы круговой тренировки планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.
Круговая тренировка хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
В основе круговой тренировки лежат три метода:
1.Непрерывно-поточный метод, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной
нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15-20 секунд) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30-40 секунд). Этот метод, по мнению В.В.Чунина способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2.Поточно-интервальный метод, базирующийся на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения одного – двух кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
3.Интенсивно-интервальный метод, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10-20 секунд, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 секунд). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
Разные варианты круговой тренировки, даже при одинаковом подборе упражнений, будут по-разному влиять на работоспособность и соотношение воспитываемых физических и двигательных качеств (в зависимости от сочетания работы и отдыха). У М.Шолиха варианты именуются по методам, положенным в их основу – длительного (непрерывного), интервального и повторного упражнений. Интервальный имеет в свою очередь два варианта – экстенсивной и интенсивной работы. Экстенсивная работа характеризуется мощностью в 50-60% от максимальной, длительностью 15-30 секунд и паузами отдыха 45-90 секунд. Интенсивная работа – мощностью 75% от максимума, длительностью 8-15 секунд и паузами 90-120 секунд.
Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей. Однако эта форма дает эффект, если применять её правильно. Наблюдения же показали, что многие учителя понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он несомненно повышает плотность урока. Но круговую тренировку с присущими ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает её значение.
В методической литературе и практике учителей известен такой способ проведения упражнений как поточный мелкогрупповой. Класс делится на несколько небольших групп (5-6 человек), в каждой из которых задания выполняются потоком. Даются любые задания – повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально
подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т.д.
Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации учеников для выполнения упражнений по методу круговой тренировки лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но должна быть четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено – для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация её.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств.
Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование.
Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ).
Максимальный тест определяется на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время (30-45 секунд), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2-3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т.д.
После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка.
В зависимости от подготовленности класса на последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах.
Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).
Организм учеников постепенно приспосабливается к систематически
повторяемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать её, увеличивая дозировку упражнения и т.д. – в зависимости от количества уроков запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменений на 4-5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы ученикам были видны их сдвиги.
Как показывает практика, весь комплекс из 8-10 упражнений выполняется примерно за 10-12 минут (время на каждое упражнение 45 секунд, на паузу для отдыха 30 секунд). При планировании уроков это необходимо учитывать.
Пульс подсчитывается до выполнения комплекса, сразу же после прохождения круга и затем ещё через 2 минуты в течении 10 секунд. Показатели пульса записываются в личную карточку ученика.
Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Ученикам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем уроке.
Определение максимального теста, установление индивидуальной нагрузки, подсчет пульса, запись результатов в личную карточку рекомендуется начинать с 8 класса, где учащиеся лучше подготовлены к выполнению указанных требований.
В 5-7 классах проводится собственно не круговая тренировка, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполняются мелкогрупповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остается в пределах 30-45 секунд, дозировка их зависит от пола, возраста, подготовленности ученика, характера предложенных движений и определяется учителем для каждой группы отдельно или всего класса в целом. В 5-7 классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождения круга с заданиями выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно.
В этих классах нужно очень осторожно относиться к дозировке упражнений, не следует предлагать учащимся максимальной нагрузки. Количество повторений упражнений должно быть на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса.
Система повышения нагрузки в процессе круговой тренировки
Неделя |
Урок |
Дозировка |
Место в уроке и продолжительность |
1 |
1 |
IMT |
Весь урок |
2 |
MT |
Весь урок |
|
2 |
3 |
MT2×1 |
30 – 40 минута |
4 |
MT+22×1 |
30 – 40 минута |
|
3 |
5 |
MT+22×2 |
20 – 40 минута |
6 |
MT+32×1 |
30 – 40 минута |
|
4 |
7 |
MT+22×3 |
12 – 42 минута |
8 |
II MT |
30 – 42 минута |
Нормирование нагрузки при реализации различных форм круговой тренировки (КТ)
№ |
Вариант круговой тренировки |
Длительность (сек) |
Количество повторений |
Интервал отдыха (сек) |
1 |
Непрерывный
|
До 60 |
30-50 |
- |
2 |
Экстенсивный интервал
|
15-45 |
20-30 |
45-90 |
3 |
Интенсивный интервал
|
15-30 |
10-15 |
90-180 |
4 |
Повторный
|
10-15 |
6-10 |
180-240 |
Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для круговой тренировки, следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях круговой тренировки очень тесна.
© 2022, Рындина Ольга Олеговна 351