Кто такие "НАРТЫ" и как один из их потомков стал стал победителем Всероссийского форума.
Дюмезиль был, наверно, крупнейшим и наиболее авторитетным в мире специалистом по Нартовскому Эпосу, обладал, по воспоминаниям современников, невероятной эрудицией в данном вопросе. Это касается как "основных" версий Эпоса (осетинской и кабардинской), так и "периферийных" вариантов. Перечислять все его фундаментальные работы по Нартиаде не имеет смысла, все более-менее интересующиеся нартами люди о них по крайней мере слышали. Определенно никто не сделал для популяризации Нартов на Западе больше. В одной из своих работ суммировал результаты изучения Нартиады следующим образом:
Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей, но magis amica veritas: в основе своей нартовский эпос – осетинский.
НАРТЫ
герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов,карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Н. упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана(напр., у тюркоязычных кумыков) и отдельных грузинских этнических групп - сванов, рачинцев, хевсуров.Исследователи не пришли к единой точке зрения относительно этимологии термина, так же как и по проблемегенезиса нартского эпоса.
Многие образы и имена Н., сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны: Сосруко - у адыгов иабазин, Сасрыква - у абхазов. Сослан (Созруко) - у осетин, Сосрук - у балкарцев, Сосурка - у карачаевцев,Сеска Солса - у чеченцев и ингушей. Сходны имена и ряда других Н., например: Ацамаз (осет.), Ашамез(адыг.), Щамаз (абазинск.), Ачамаз (чеч.-ингуш.), Ачемез (карачаево-балкар.). Иногда только в какой-нибудьодной национальной традиции встречается имя того или иного персонажа (напр., у осетин - Сырдон, Уархаг,Ахсар, Ахсартаг, у адыгов - Адиюх, Ахумида. Дзахуш, у абхазов - Цвицв, Нарджхеу, и др.), хотя близкие им пофункциям персонажи имеются и в других версиях.
В национальных эпосах Н. - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются имирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Н. в чечено-ингушском эпосе(сохранившемся фрагментарно). Исследователь Ч. Ахриев считал, что они подразделяются на две группы:высоконравственные нарты (нярты) и злые, коварные орхустойцы. Б. Далгат (его точки зренияпридерживаются многие советские исследователи) полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» («орхустойцы») служат для обозначения одной и той же категории героев. Нарторстхойцы Сеска Солса,Боткий Ширтка, Ачамаз, Хамчи Патарз (Хамчий Патараз, Хамчи Патриж) и др. чаще выступают злокозненныминасильниками, совершающими набеги на мирных людей, притесняющими безвинных. Им, пришельцам,противостоят местные герои (Колой Кант, Горжай, Кинда Шоа и др.) - богатыри, занимающиеся главнымобразом мирным трудом. Однако в ингушских вариантах эпоса иногда нарт-орстхойцы вместе с нимиохраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями (напр., СескаСолса выдал свою дочь за Кинда Шоа).
В образе жизни Н. отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса - от родового строя дозачатков феодализма. В абхазской версии ярче всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью Н. - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша, обладающаянеограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в какихсобытиях участия не принимает). В осетинской и адыгской версиях мать Н. Сатана (адыг. Сатаней} такжеиграет важную роль, Н. пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важнымделам принимаются на мужском совете (иихас у осетин, хаса у адыгов) без её участия. В осетинской версии уН., живущих родами (Алагата. Бората, Ахсартагката), проявляются черты военной демократии (Н. входят вединую боевую дружину).
В образах Н. обнаруживаются черты мифологических персонажей. Н., воспринимаемые носителями эпоса какпредки их народа, в какой-то мере сопоставимы с мифическим племенем первых людей. Век ихсуществования, «героический век», - это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сосруко былмужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек - стариком, но ещё полным сил. Н. выступают вроли культурных героев. Сосруко, Сасрыква отнимают у чудовищ огонь; Пхармат (чеч.) похищает его у богаСелы; Сосруко возвращает (что равносильно добыванию) семена проса, захваченные хтоническимисуществами, одаривает Н. напитком сам; Сатана изобретает пиво, Сырдон изготавливает для Н.двенадцатиструнную арфу; Кетуан (абх.) изобрёл свирель; благодаря Цвицву у Н. появились фруктовыедеревья; Боткий Ширтка (по другому варианту - Селий Пира) из подземного мира принёс плуг и водянуюмельницу. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки. Н. борются с хтоническимичудовищами - драконами, великанами (осет. уаигами, адыг. бляго, иныжами, Еминежом, абх. адау, агулшапоми др.). Смелые Н. прибегают не только к физической силе, но также и к помощи магии. Сатана, Сатаней-Гуашаспособны изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному(небесному) зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогретьбратьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа, туман - чтоб победить Тотреша; Сеска Солса ударомплети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамазигрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез спомощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бйдох (адыг.)исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса (абх., по другому варианту - по заклинаниюСатаней-Гуаши) приводит к окаменению Нарджхеу и Гунды. Многие Н. обладают даром перевоплощения,например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса (осет.)принимает облик голубя. Н. понимают язык птиц, животных. Помощники героев - чудесные кони (осет. Арфан,адыг. авсург Тхожей, абх. араш Бэоу). Отдельные Н. [Батраз (адыг.), Сасрыква, Боткий Ширтка, Сеска Солса]спускаются в подземный мир и возвращаются из него.
Н. вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственноеучастие. В осетинском эпосе божества нередко сидят за одним столом с Н., иногда Н. гостят у них на небе,небожители принимают участие в походах Н. В адыгском эпосе Тлепш, Тхагаледж, Амыш присутствуют нахасе; ежегодно боги приглашают на свой пир (санопитие) одного из Н.; мать Тхагаледжа и Амыша помогает Н.советами. Курдалагон (осет.), Тлепш изготавливают Н. боевые доспехи, снаряжение, орудия труда, чинятповреждённые бёдра, черепа (ту же роль в абхазском эпосе играет чудесный кузнец Айнар-ижьи). НекоторыеН. находятся в родственных отношениях с богами. Дзерасса - дочь Донбеттыра, отец Сатаны - Уастырджи;Дзахуш (адыг.) - сын Тлепша; Уазырмес (адыг.) - сын дочери морской богини; Сасрыква женится на дочерибожества Аерга; по одному варианту, жена Сосруко - дочь Тлепша; Села Сата (ингуш.) рождена нарт-орстхойской девушкой от бога Селы.
В осетинском эпосе богоборческие мотивы в первую очередь связаны с Батрадзом, который борется сУациллой, Уастырджи, зэдами (ангелами). В адыгской версии Н. также выступают богоборцами (Насрен-жаче,Уазырмес), иногда одерживают в этой борьбе победу, например убивают Пако; по одному варианту сказаний,Батразу удаётся вызволить Насрен-жаче, прикованного богами к Ошхамахо в наказание за дерзость. В чечено-ингушском эпосе нарт-орстхойцы угоняют стада баранов местного героя Горжая, которому покровительствуетСела, при этом Сеска Солса вступает в единоборство с божеством и переламывает ему рёбра; в сказании оСела Сате Сеска Солса ранит Селу и обращает его в бегство.
Природа образов некоторых Н. связана, по-видимому, с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца,с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества. Подобносолнечному сиянию, излучают свет рука Адиюх - жены одного из Н., тело (грудь) нартской красавицы Акуанды(адыг.), мизинец жены Сасрыквы. Вероятно, солярного происхождения образ Сосруко, а по мнению некоторыхисследователей, - и Сатаней-Гуаши.
В адыгских и осетинских сказаниях об Ашамазе и Ацамазе, возрождающих природу, о Сосруко,продолжающем жить под землёй и каждой весной стремящемся вырваться на поверхность, прослеживаетсясвязь с календарными мифами. В осетинском и адыгском эпосах гибель Н. связана с волей богов.Поставленные перед выбором между бесславным существованием и посмертной вечной славой, они отдалипредпочтение славе. В чечено-ингушских сказаниях - несколько версий исчезновения Н. В большинстве из нихони гибнут, выпив расплавленную медь, но мотивировка этого поступка в них различна: раскаяние Н. в своихзлодеяниях; кара богов, обрекших их за разбой на голодную смерть, в отдельных версиях - семилетнийнеурожай. В одной из версий Н. истребил голод, который наслал на них бог за их дерзкую попытку оживитьубитого Хамчи Патарза (Хамчи Патрижа). В абхазской версии говорится лишь о гибели главного герояСасрыквы.
Лит.: Абаев В. И., Нартовскнй эпос, [Дзауджикау, 1945), (Известия Северо-осетинского научно-исследовательского ии-та, т. 10. в. 1); Алиева А. И., Адыгский иартский эпос, М. - Нальчик, 1969; Ахриев Ч„ Изчеченских сказаний, в кн.: Сборник сведений о кавказских горцах, в. 4, Тифлис, 1870; Гадагатль А. М.,Героический эпос < Нарты» и его генезис. Краснодар, 1967; Далгат В., Первобытная религия чеченцев, в кн.:Терский сборник, в.З, кн. 2,Владикавказ, 1893; Далгат У. В., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972;Дебет Златоликий и его друзья. Балкаро-карачаевский нартский эпос, Нальчик, 1973; Дзидзигури Ш.,Грузинские варианты нартского эпоса, Тб. 1971; Мальсагов А. О., Нарт-орстхойский эпос вайнахов, Грозный,1970; Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса. М., 1963; Нарты, Абазинский народный эпос,Черкесск, 1975; Нарты. Адыгский героический эпос, М., 1974; Нарты. Кабардинский эпос, 2 изд., М., 1957;Салакая Ш. X., Абхазский народный героический эпос, Тб., 1966; его же. Абхазский нартский эпос, Тб., 1976;Сказания о нартах. Осетинский эпос, М., 1978; Сказания о нартах - эпос народов Кавказа, М., 1969; Холаев А.3., Карачаево-балкарский нартский эпос, Нальчик, 1974; Дтомезиль Ж„ Осетинский эпос и мифология, [пер. сфранц.], М., 1976.
Учитель из Осетии стал победителем Всероссийского форума
Молодой учитель обществознания из ВНСОШ Алан Абаев стал победителем XIV Всероссийского форума с международным участием «Образование: взгляд в будущее». Форум проходил в Москве и собрал более 200 учителей со всей России, а также из других стран - Германии, Киргизии, Белоруссии, Монголии и Казахстана.
На этом форуме Алан Абаев проводил мастер-классы, посвященные использованию коучинг-технологий в образовательном процессе.
Форум продолжился в Государственном Кремлевском дворце, где чествовали победителей конкурса «Учитель года-2016».
- На этом празднике присутствовали педагоги, представители органов управления образования со всей страны, - рассказывает Алан Абаев. - Здесь проходили мастер-классы лауреатов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» прошлых лет, где они демонстрировали коллегам свое педагогическое мастерство. Дети показывали свои умения и то, чему их научили педагоги. Здесь же были организованы выставки с творческими работами школьников.
Победители конкурса «Учитель года», a также форума «Образование: взгляд в будущее» встретились также с Президентом РФ Владимиром Путиным. Конечно же, среди них был и Алан Абаев.
Владимир Путин отметил, что из года в год конкурсная комиссия стоит перед всё более и более сложным выбором, потому что учительский корпус молодеет и качественно растёт. Он также обратил внимание на то, что профессия учителя является уникальной, потому что передача знаний и воспитание молодых людей, детей – это чрезвычайно сложная и ответственная задача, очень тонкая работа, требующая большой отдачи, знаний, навыков, умений. В ходе общения президент спросил учителей о зарплатах, поддержал преподавание в школах духовно-нравственной культуры, а также прочитал стихи.
- Давайте прямо сейчас начнем, - предложил президент. - Я начну, а вы продолжите. «Люблю Отчизну я, но странною любовью».
Педагоги инициативу Президента не поддержали, заявив, что для вдохновения им не хватает здесь детей, но Путин все равно продолжил.
- «Но я люблю - за что, не знаю сам - ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям», - с выражением процитировал президент. - Он любит Родину! Или вот «Прощай, немытая Россия!» Казалось бы, грубоватая вещь по отношению к стране. «Страна рабов, страна господ», но те, кто хотят
увидеть негатив, на этом останавливаются. Но там есть второе четверостишие: «Быть может, за стеной Кавказа укроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей». 1841 год, он ехал на Кавказ, он был офицер, воевал за интересы Отечества. С одной стороны, не приемлет официоз и слежку, а с другой стороны, был готов жизнь отдать. И человек, который не любил Отечество, никогда бы не написал «Бородино».
Алан Абаев - победитель международных и профессиональных педагогических конкурсов, эксперт по оценке качества образования в России при Министерстве образования и науки РФ, разработчик инновационных образовательных программ, которые эффективно реализуются педагогами не только из России, но и педагогами из других стран, эксперт заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Обществознание», ежегодно проводит на международном и всероссийском уровнях семинары, мастер – классы, обменивается опытом работы с коллегами из других стран. Под его руководством более 500 обучающихся становились победителями, призерами международных и всероссийских олимпиад, конференций и других конкурсов, половина из которых обучаются в ведущих вузах России и даже за рубежом.
Его нынешняя победа – не первая. Алан Абаев имеет множество наград, среди которых почетное звание и медаль «Почетный педагог России» за выдающиеся достижения в научной и практической деятельности, распространение передового педагогического опыта и большой вклад в развитие образования, звание «Лучший педагог года России» по итогам 2014-2015 учебного года, диплом лауреата премии Президента РФ, почетная грамота парламента РСО-А за заслуги в развитии отечественного образования и другие награды. Он заслуженно входит в 10 лучших учителей обществознания по России, с ним тесно сотрудничают представители Министерства образования и науки РФ, Совета Федерации, ведущие вузы России - МГУ, НИУ ВШЭ, представители Академии повышения квалификации работников образования. В недалеком будущем Алан Абаев издаст свою книгу по общественным наукам.
Алан Абаев не останавливается на достигнутом и повышает свою квалификацию. Так, этим летом он принял участие в I Международной летней школе, посвященной организационной поддержке и содержанию подготовки управленцев современной образовательной организации, которая проходила в Москве в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Он стал единственным представителем республики, который прошел конкурсный отбор и принял участие в этой школе, хотя из 300 заявок было отобрано всего лишь 40.
- Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, расширять собственные творческие знания, упражнять свой ум, быть готовым к постоянному профессиональному росту, - говорит Алан Абаев. - Ведь деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству. В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента.