Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности учащегося. Личностная активность обеспечивает активное отношение к знаниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, поскольку она обусловлена психологическими особенностями личности — актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями. Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельности организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации развиваются индивидуальные особенности лицеиста, описываемые ниже. На уроках иностранного языка формируются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудировании развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения. Развитие этих механизмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и рече моторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция. Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотехника, то есть разные приемы запоминания — произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языковых явлений учащиеся овладевают приема¬ми аналитического расчленения целой грамматической конструкции на части, синтетической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть совершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащается, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысления речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентировочную основу.
Для того чтобы урок был эффективным я стараюсь придерживаться таких аспектов:
Адекватность материала, изучаемого на уроке.
Использование заданий развивающие творчество и инициативу.
Использование эвристических заданий.
Темп урока.
Активность учащихся.
Личностный подход к каждому учащемуся.
Существуют средства достижения цели личностно - ориентированного обучения на уроках английского языка:
Использование разных форм и методов, что позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся.
Создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося.
Оценивать деятельность учащегося не только по конечному результату, но и в процессе их исследования. (метод проекта.)
Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы.
Виды и формы учебной работы, они способствуют творческому развитию учащихся, активизируют умственную деятельность, развивают логику.
Виды и формы учебной работы в личностно- ориентированном обучении на уроках иностранного языка:
Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении иностранного языка.
Обучение в парах постоянного и сменного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого не возможен успех класса.
Урок – исследование. На таких уроках учащийся самостоятельно проводит исследования, по-своему осмысливает прочитанное. Эти уроки позволяют консультацию с учителем, формируют умение логически мыслить, сопоставлять различные факты.
Особое внимание в условиях личностно-ориентированного урока обращаю внимание на домашнее задания. Они дозированные, разноуровневые, предполагают ситуацию выбора и носят творческий характер.