СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика публицистического стиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовила студентка 3 курса специальности "Реклама" ГБПОУ "МПК" Мусина Назгуль.

Политика, идеология, международные отношения, наука, искусство, спорт, частная жизнь – все это получает отражение в газете, так как представляет общественный интерес.

В газетно-публицистическом стиле пишущий стремится выделить в слове оценочное, точнее, социально-оценочное.

Принцип социальной оценочности и определяет отбор лексики в публицистическом стиле. В наибольшей степени этому принципу отвечает употребление общественно-политической лексики. Называя понятия и явления общественной жизни, лексика включает в себя и оценку этих явлений. Такие слова, как плебисцит, импичмент, плюрализм, сепаратизм, ваххабит, либерал, лоббист в зависимости от идеологической позиции публициста выражают позитивную или негативную оценку обозначаемого понятия. Специфика становления и развития общественно-политической лексики заключается в том, что она больше всего испытывает воздействие общественных групп и направлений. В каждом подобном слове осуществляются смысловые напластования, переосмысления, связанные с разным отношением к обозначаемому словом понятию, с различным пониманием самого содержания слова.

Лексика публицистического стиля отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой. Так, в материалах на общественно-политические темы используются такие слова, как приватизация, кооператор, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес; в материалах о повседневной жизни – иные: пенсия, зарплата, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание, как уже говорилось выше, оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно отметить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, вавилонское столпотворение). Публицисты часто используют термины в переносном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма), что не исключает, однако, их употребления в прямом значении в соответствующем контексте.

Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики. Особенно расширился ее круг в последнее десятилетие ХХ века. В публицистике широко использовались такие слова, как парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация. Пополняется в газетных текстах словарь научной терминологии, быстро выходящий за рамки узкоспециального употребления, который представлен такими словами, как интернет, принтер, виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор. В газетно-публицистическом стиле мгновенно усваиваются новые понятия и соответствующие слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе : например финансовое оздоровление, альтернативные выборы, экономическое пространство, баланс интересов, новое политическое мышление, политика диалога. Журналистами употребляются необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная революция,хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути.

В газетно-публицистическом стиле используются слова, которые формируют строй речи, участвуют в создании характерных газетных оборотов, газетно-публицистических клише. Если газетные оценочные слова связаны с выражением воздействующей функции газетно-публицистического стиля, то строевые слова выполняют прежде всего информативную функцию. Они характеризуются высокой частотой, регулярностью употребления. Назначение этих оборотов – типизация, стандартизация газетного языка, что позволяет легко и быстро оформить любое газетное сообщение. Например:атмосфера сердечности, политический климат, акт миролюбия, иранский вопрос, полицейская акция, инструмент торговли, курс интеграции, мирный курс.

Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих необычных лексических сочетаний. Поэтому публицистическому стилю свойственно использование многозначных слов, при этом наблюдаются явления трёх типов:

- употребление слова в переносном значении;

- развитие многозначности;

- метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску:пакет молока - пакет предложений/законов ( слово «пакет» употреблено в значении «комплект документов»), тихие шаги - практические шаги( в первом словосочетании слово «шаги» означает «движение ног, перемещающее человека или животное», во втором имеет переносное значение «действие, поступок»), формат книги -формат переговоров (под форматом переговоров понимается совокупность отличительных особенностей ведения переговоров).

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.

Итак, лексика газетно-публицистического стиля тематически многообразна, отличается стилистическим богатством. Словестный материал газетного текста во многом зависит от его темы. С целью эмоционального и эстетического воздействия на читателя публицисты используют многозначные слова, сравнения, которые наиболее эффективно и точно выражают мысль и привлекают внимание, дают яркие и необычные заголовки.

Таким образом, газетно-публицистический стиль складывается из языка газет, общественно-политических журналов, воззваний и прокламаций, из языка докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио- и телепередач, документально-публицистического кино.

Тексты газетно-публицистического стиля индивидуализированы. Они передают не только информацию, но и оказывают на читающего определённое воздействие.

Основными функциями газетно-публицистического стиля считаются информационная и воздействующая. Специфическими чертами этого стиля являются экспрессивность и стандартизованность.

Лексика газетно – публицистических текстов отличается тематическим многообразием, стилистическим богатством. Язык газетно- публицистического стиля представлен разностилевой лексикой.

Самым продуктивным способом украсить речь газетной статьи и в то же время четко выразить субъективную журналистскую позицию являются языковые средства выразительности: олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения. Метафора является одним из наиболее популярных средств художественной выразительности. Она помогает представить какое-то сложное понятие как относительно простое, новое - как хорошо известное, абстрактное - как конкретное.Употребление метафор оживляет материал, печатное слово с ней более эффективно и действенно.

14.04.2017 14:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!