СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как определить стилевую принадлежность текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности тек­ста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстра­лингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языко­вые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:

1. Сфера общения [где распространён данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность – научный стиль; официальная сфера (зако­нодательство, делопроизводство) – официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) – художествен­ный стиль].

2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщён­ных знаний) – в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) – в официально-деловом; информативно-воздействующая – в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].

3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстраст­ность, точность (однозначность), безóбразность, скрытая эмоциональность – в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность – в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрес­сивность – в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность в художественном].

На основании анализа текста по предложенным вопросам можно опре­делить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных мо­гут быть использованы следующие вопросы:

– Какие черты присущи способу изложения: объективность, «сухость», строгость, подчёркнутая логичность; официальность, стандартизованность; эмоциональность, ярко выраженная авторская индивидуальность; ярко выраженная авторская оценочность речи, экспрессивность, стандартизо­ванность.

– Кому адресован текст: широкому кругу читателей газеты, художе­ственной литературы; узкому кругу специалистов; тем, кто связан с оформ­лением документов (делопроизводство), изданием указов, законов (зако­нодательство) и т. д.

– Какой характер носит изложение: личный, отвлечённый, сочетаю­щий обобщённость с авторской индивидуальностью.

– Использованием каких средств достигается: а) личный способ изло­жения (использованием личных местоимений и личных форм глаголов, личных синтаксических конструкций и т. д.); б) безличный способ изло­жения (исключением использования форм 1-ого и 2-ого лица глагола и соответствующих личных местоимений, употреблением безличных синтаксических конструкций и конструкций с ослабленным значением син­таксического лица); в) сочетание обобщённости и авторской индивиду­альности (использованием личных местоимений и личных форм глаголов в обобщённом значении).

– Присутствует ли в тексте авторская оценка излагаемого, в чём она проявляется (в бесстрастности или открытой оценочности изложения).

– Каков эмоциональный план изложения.

– Чем обусловлен выбор способа изложения (специфическими чертами стиля речи).

Специфические черты стиля и способ изложения определяют выбор язы­ковых средств в тексте, поэтому следующим пунктом стилистического анализа является характеристика языковых средств стиля, речевой сис­темности стиля, которая проявляется в частоте употребления тех или иных лексических, морфологических и синтаксических средств. Посколь­ку наиболее яркими лингвистическими признаками стиля являются лек­сические и синтаксические, более подробно необходимо остановиться на характеристике лексических и синтаксических средств стиля, а также на образных средствах языка (тропах и стилистических фигурах).

Приведём образец рассуждения на конкретном языковом материале.

«На мой взгляд, крапива – одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалиться? А между тем природа ничего напрасно не делает… Пчели­ное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. Но зачем жжётся крапива? Защищая себя? От кого? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо? Чтобы её извести, нужны не благодушная корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы…

Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только человеческое жильё, крапива уж тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зелёной толпой неизвестно откуда взяв­шаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!

Может быть, она знает, что где есть человек, там возможны и разные чело­веческие бедствия: пожар, война, голод, болезнь? Может быть, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма питательная и целебная трава (во много раз питательнее капусты)? Ведь она особенно буйствует там, где дей­ствительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие. О, раздолье кра­пиве от края и до края России на месте исчезающих домов, деревень и сёл! Ну, положим, крестьяне-то многие. уезжают в города… но крапива, конеч­но, не может разобраться во всех социологических тонкостях. Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что тут бедствие, неблагополучие, и набрасывается и растёт, и жиреет на покину­тых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают на заводах, ходят в кино… потягивают пивко у фанерных киосков.

Или, может быть, крапива набрасывается на следы человеческой деятельно­сти из других побуждений? Может быть, природа велит ей: «Иди и всё ис­правь. Сделай как было». И вот на брошенных местах… крапива будет расти десятки лет, пока всякий след человека не переработает в себе так, что будет здесь опять… безмусорное место. Зарубцуется рана. Сотрётся след…»

(По В. Солоухину).

Образец рассуждения

1. Сфера общения. Поскольку перед нами лишь фрагмент текста и не­известно, из какого источника он взят, сферу общения определить труд­но. Мы знаем, что автор текста – известный писатель, поэтому можем сделать ошибку, предположив, что сфера общения – художественная литература. Лучше начать работу над характеристикой стиля текста с опре­деления его функции.

2. Функция (задача) речи. Анализируемый текст выполняет следую­щие функции: информативную (сообщение информации широкому кру­гу читателей), воздействующую (пробудить у читателей интерес к одно­му «из самых любопытных растений» – крапиве). Сообщая интересную информацию, автор заставляет нас задуматься, почему крапива растёт всюду, где появляется признак человеческой деятельности? Заметим, что информация излагается в популярной форме (доступной читателям с раз­ным уровнем образования). Следовательно, можно назвать ещё одну функ­цию – популяризаторскую. Информативная, воздействующая и популяризаторская функции характерны для публицистического стиля речи.

3. Специфические черты стиля. Какие специфические черты присущи тексту? Информативность, доказательность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. В чём проявляются эти черты? Информативность – в содержательном плане текста. Доказательность – в наличии системы доказательств, примеров, фактов (кроме того, автор при­бегает к рассуждению как функционально-смысловому типу речи, пред­полагающему обоснование выдвинутого тезиса с помощью необходимых аргументов). «Открытая оценочность речи» проявляется в авторской оценке выдвинутой им проблемы, рассматриваемого вопроса и т. д. Наиболее ярко авторская оценка даётся в первом предложении текста (На мой взгляд, крапива одно из самых любопытных растений). Стандартизованность речи связана с использованием говорящим стандартных (часто употреб­ляемых, устойчивых, воспроизводимых в готовом виде) оборотов речи, например газетных штампов. В данном тексте их достаточно много: не вызывают кривотолков, травоядное существо, появляется признак, че­ловеческая деятельность, человеческие бедствия, социологические тон­кости и т. д. Экспрессивность – усиление эмоционального воздействия с помощью стилистически окрашенной лексики и средств метафоризации. В тексте широко используются книжные и разговорные слова и обороты. Существо, деятельность, взявшаяся, весьма, бедствие, исчезающие, со­циологические – книжные; да и, тут как тут, крапивинка, крестьяне-то, потягивать пивко – разговорные. Таким образом, характерные чер­ты анализируемого текста – информативность, доказательность, «откры­тая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. Это при­знаки публицистического стиля речи.

4. Способ изложения. Мы уже отметили ярко выраженную авторскую оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность. Кому адресо­ван текст? Широкому кругу читателей. Какой характер носит изложе­ние? Обобщённо-личный. Использованием каких средств достигается обобщённо-личный способ изложения? Личных местоимений и личных форм глаголов в обобщённом значении, сочетанием синтаксических конструк­ций с обобщённым значением и личных синтаксических конструкций (На мой взгляд.; А между тем в природе ничего напрасно не делается). Присутствует ли в тексте авторская оценка излагаемого, в чём она прояв­ляется? Присутствует. Она проявляется в открытой оценочности изложе­ния. Каков эмоциональный план изложения? Текст излагается эмоцио­нально, образно, благодаря широкому употреблению автором изобрази­тельно-выразительных средств языка. Наиболее употребительны олице­творение (крапива знает., не может разобраться., видит. , думает), градация (.на месте исчезающих домов, деревень и сёл.), синтаксичес­кий параллелизм (Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядо­витые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков), риторические вопросы (Но зачем жжётся крапива? Почему другие сосед­ние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо!). Чем обус­ловлен выбор способа изложения? Специфическими чертами стиля речи и коммуникативным намерением автора текста. Какому стилю речи свой­ствен охарактеризованный нами способ изложения? Публицистическому стилю речи.

5. Языковые признаки. Анализируя текст, мы уже выявили его языко­вые особенности: сочетание книжной лексики с нейтральной и разговор­ной, наличие штампов газетной речи, частотность изобразительно-выра­зительных средств. Можно добавить лишь несколько слов о синтаксисе. В данном тексте сложные предложения преобладают над простыми, а простые осложнённые предложения (с однородными членами, вводными словами) над неосложнёнными. Синтаксис текста свидетельствует о его принадлежности к книжному стилю речи, а все языковые средства – к публицистическому, который относится к книжным стилям речи.

6. Вывод. На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что данный текст относится к публицистическому стилю речи.

Источник: Арефьева С. А. Как определить стилевую принадлежность текста // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 6. – С. 28–31.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
28.06.2017 22:20


© 2017 34946

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!