© 2017 36501
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы избежать ошибок в определении стилевой принадлежности текста, необходимо ответить на ряд вопросов. Они помогут выявить экстралингвистические (внеязыковые) и собственно лингвистические (языковые) специфические черты стиля. Данные вопросы (вместе с ответами) мы представляем в виде памятки:
1. Сфера общения [где распространён данный стиль: быт – разговорный стиль; научная деятельность – научный стиль; официальная сфера (законодательство, делопроизводство) – официально-деловой стиль; массовая коммуникация (газета, радио, телевидение и т. д.) – публицистический стиль; эстетическая сфера (художественная литература) – художественный стиль].
2. Функция речи [информативная (сообщение объективных обобщённых знаний) – в научном стиле; предписующе-констатирующая (волюнтативная) – в официально-деловом; информативно-воздействующая – в публицистическом; эстетическая (создание художественного образа) – в художественном].
3. Специфические черты стиля [логичность, доказательность, бесстрастность, точность (однозначность), безóбразность, скрытая эмоциональность – в научном стиле; официальность, точность, однозначность, стандартизованность – в официально-деловом; информативность, доказательность, точность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность – в публицистическом; образность, конкретизация (перевод слова-понятия в слово-образ), эмоциональность, экспрессивность, динамизм, недопустимость стандарта, ярко выраженная авторская индивидуальность в художественном].
На основании анализа текста по предложенным вопросам можно определить, к какому стилю речи он принадлежит. Кроме того, определить стиль текста поможет характеристика способа изложения, избранного автором. Для характеристики способа изложения в качестве опорных могут быть использованы следующие вопросы:
– Какие черты присущи способу изложения: объективность, «сухость», строгость, подчёркнутая логичность; официальность, стандартизованность; эмоциональность, ярко выраженная авторская индивидуальность; ярко выраженная авторская оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность.
– Кому адресован текст: широкому кругу читателей газеты, художественной литературы; узкому кругу специалистов; тем, кто связан с оформлением документов (делопроизводство), изданием указов, законов (законодательство) и т. д.
– Какой характер носит изложение: личный, отвлечённый, сочетающий обобщённость с авторской индивидуальностью.
– Использованием каких средств достигается: а) личный способ изложения (использованием личных местоимений и личных форм глаголов, личных синтаксических конструкций и т. д.); б) безличный способ изложения (исключением использования форм 1-ого и 2-ого лица глагола и соответствующих личных местоимений, употреблением безличных синтаксических конструкций и конструкций с ослабленным значением синтаксического лица); в) сочетание обобщённости и авторской индивидуальности (использованием личных местоимений и личных форм глаголов в обобщённом значении).
– Присутствует ли в тексте авторская оценка излагаемого, в чём она проявляется (в бесстрастности или открытой оценочности изложения).
– Каков эмоциональный план изложения.
– Чем обусловлен выбор способа изложения (специфическими чертами стиля речи).
Специфические черты стиля и способ изложения определяют выбор языковых средств в тексте, поэтому следующим пунктом стилистического анализа является характеристика языковых средств стиля, речевой системности стиля, которая проявляется в частоте употребления тех или иных лексических, морфологических и синтаксических средств. Поскольку наиболее яркими лингвистическими признаками стиля являются лексические и синтаксические, более подробно необходимо остановиться на характеристике лексических и синтаксических средств стиля, а также на образных средствах языка (тропах и стилистических фигурах).
Приведём образец рассуждения на конкретном языковом материале.
«На мой взгляд, крапива – одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалиться? А между тем природа ничего напрасно не делает… Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков. Но зачем жжётся крапива? Защищая себя? От кого? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо? Чтобы её извести, нужны не благодушная корова, не лось, не коза, а железо, огонь, терпенье и многие годы…
Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности, как только человеческое жильё, крапива уж тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одной крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зелёной толпой неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!
Может быть, она знает, что где есть человек, там возможны и разные человеческие бедствия: пожар, война, голод, болезнь? Может быть, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма питательная и целебная трава (во много раз питательнее капусты)? Ведь она особенно буйствует там, где действительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие. О, раздолье крапиве от края и до края России на месте исчезающих домов, деревень и сёл! Ну, положим, крестьяне-то многие. уезжают в города… но крапива, конечно, не может разобраться во всех социологических тонкостях. Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что тут бедствие, неблагополучие, и набрасывается и растёт, и жиреет на покинутых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают на заводах, ходят в кино… потягивают пивко у фанерных киосков.
Или, может быть, крапива набрасывается на следы человеческой деятельности из других побуждений? Может быть, природа велит ей: «Иди и всё исправь. Сделай как было». И вот на брошенных местах… крапива будет расти десятки лет, пока всякий след человека не переработает в себе так, что будет здесь опять… безмусорное место. Зарубцуется рана. Сотрётся след…»
(По В. Солоухину).
Образец рассуждения
1. Сфера общения. Поскольку перед нами лишь фрагмент текста и неизвестно, из какого источника он взят, сферу общения определить трудно. Мы знаем, что автор текста – известный писатель, поэтому можем сделать ошибку, предположив, что сфера общения – художественная литература. Лучше начать работу над характеристикой стиля текста с определения его функции.
2. Функция (задача) речи. Анализируемый текст выполняет следующие функции: информативную (сообщение информации широкому кругу читателей), воздействующую (пробудить у читателей интерес к одному «из самых любопытных растений» – крапиве). Сообщая интересную информацию, автор заставляет нас задуматься, почему крапива растёт всюду, где появляется признак человеческой деятельности? Заметим, что информация излагается в популярной форме (доступной читателям с разным уровнем образования). Следовательно, можно назвать ещё одну функцию – популяризаторскую. Информативная, воздействующая и популяризаторская функции характерны для публицистического стиля речи.
3. Специфические черты стиля. Какие специфические черты присущи тексту? Информативность, доказательность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. В чём проявляются эти черты? Информативность – в содержательном плане текста. Доказательность – в наличии системы доказательств, примеров, фактов (кроме того, автор прибегает к рассуждению как функционально-смысловому типу речи, предполагающему обоснование выдвинутого тезиса с помощью необходимых аргументов). «Открытая оценочность речи» проявляется в авторской оценке выдвинутой им проблемы, рассматриваемого вопроса и т. д. Наиболее ярко авторская оценка даётся в первом предложении текста (На мой взгляд, крапива – одно из самых любопытных растений). Стандартизованность речи связана с использованием говорящим стандартных (часто употребляемых, устойчивых, воспроизводимых в готовом виде) оборотов речи, например газетных штампов. В данном тексте их достаточно много: не вызывают кривотолков, травоядное существо, появляется признак, человеческая деятельность, человеческие бедствия, социологические тонкости и т. д. Экспрессивность – усиление эмоционального воздействия с помощью стилистически окрашенной лексики и средств метафоризации. В тексте широко используются книжные и разговорные слова и обороты. Существо, деятельность, взявшаяся, весьма, бедствие, исчезающие, социологические – книжные; да и, тут как тут, крапивинка, крестьяне-то, потягивать пивко – разговорные. Таким образом, характерные черты анализируемого текста – информативность, доказательность, «открытая оценочность речи», стандартизованность, экспрессивность. Это признаки публицистического стиля речи.
4. Способ изложения. Мы уже отметили ярко выраженную авторскую оценочность речи, экспрессивность, стандартизованность. Кому адресован текст? Широкому кругу читателей. Какой характер носит изложение? Обобщённо-личный. Использованием каких средств достигается обобщённо-личный способ изложения? Личных местоимений и личных форм глаголов в обобщённом значении, сочетанием синтаксических конструкций с обобщённым значением и личных синтаксических конструкций (На мой взгляд.; А между тем в природе ничего напрасно не делается). Присутствует ли в тексте авторская оценка излагаемого, в чём она проявляется? Присутствует. Она проявляется в открытой оценочности изложения. Каков эмоциональный план изложения? Текст излагается эмоционально, образно, благодаря широкому употреблению автором изобразительно-выразительных средств языка. Наиболее употребительны олицетворение (крапива знает., не может разобраться., видит. , думает), градация (.на месте исчезающих домов, деревень и сёл.), синтаксический параллелизм (Пчелиное жало объяснено, змеиный яд понятен, ядовитые колючки некоторых рыб не вызывают никаких кривотолков), риторические вопросы (Но зачем жжётся крапива? Почему другие соседние травы обходятся без такой защиты и процветают? Да и какой вред крапиве, если её съест какое-нибудь травоядное существо!). Чем обусловлен выбор способа изложения? Специфическими чертами стиля речи и коммуникативным намерением автора текста. Какому стилю речи свойствен охарактеризованный нами способ изложения? Публицистическому стилю речи.
5. Языковые признаки. Анализируя текст, мы уже выявили его языковые особенности: сочетание книжной лексики с нейтральной и разговорной, наличие штампов газетной речи, частотность изобразительно-выразительных средств. Можно добавить лишь несколько слов о синтаксисе. В данном тексте сложные предложения преобладают над простыми, а простые осложнённые предложения (с однородными членами, вводными словами) над неосложнёнными. Синтаксис текста свидетельствует о его принадлежности к книжному стилю речи, а все языковые средства – к публицистическому, который относится к книжным стилям речи.
6. Вывод. На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что данный текст относится к публицистическому стилю речи.
Источник: Арефьева С. А. Как определить стилевую принадлежность текста // Русский язык в школе и дома. 2005. – № 6. – С. 28–31.
*
См.:
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 36501