СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лев Толстой и математика
Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот, кто знает все то, что теперь в ходу между людьми; просвещенный тот, кто знает, зачем он живет и что ему надо делать. Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.
Гениальные люди гениальны почти во всех своих начинаниях. Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой имел оригинальные педагогические воззрения. Его деятельности в области народного образования посвящена обширная литература. Однако не все заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику преподавания математики «по-толстому», не держал в руках его «Арифметику». В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого».
Как известно, в 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей (кстати, в 2009 году исполнилось 150 лет этой школе) – одну из первых народных школ. Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. Таким образом, изданию этой книги предшествовал его многолетний опыт работы в Яснополянской школе. Но не только практика потребовала необходимости занятий графа написанием учебников для начальной школы.
На рубеже 60-х годов XIX века он решил оставить литературу и обосноваться в деревне. Это была эпоха важных социальных реформ, связанных с отменой крепостной зависимости крестьянства. Это была пора расцвета национальной русской педагогики, связанная с именами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других реформаторов образования. Лев Николаевич тоже заразился идеалами просвещения. Он изучает организацию образования в России и за рубежом, ведет педагогические исследования, издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
Граф Толстой сначала по-барски хотел поделиться с крестьянами образованием, которое он сам имел. Он понимал, что отечественная школа нуждается в реформировании, и эта реформа должна учитывать социальные перемены и национальные особенности. Но толстовское понимание задач русской школы постепенно разошлось с взглядами реформаторов-шестидесятников. Он считал, что образование крестьян должно соответствовать их патриархальному укладу жизни. Поэтому им не нужна развитая система школьного образования. Достаточно для народной школы грамоты и счета, и ничего, кроме этого.
После поездок за границу Толстой увлекся идеями «свободного воспитания» Жана-Жака Руссо, великого французского просветителя. Согласно Руссо, средством нового воспитания является свобода и природная жизнь вдали от искусственной культуры. Толстой считал, что детская природа совершенна, воспитание ему лишь вредит. Воспитание есть прежде всего саморазвитие. Надо предоставлять ребенку свободу, не принуждать и не наказывать.
© 2015, Курбанова Ирина Гюльгасановна 3771