СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование качества хорошей речи (логичность, правильность, богатство, выразительность).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование качества хорошей речи (логичность, правильность, богатство, выразительность).

Развитие речи учащихся – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это важное условие успешного речевого развития.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графически-орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, это систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время вносит что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового, обеспечивающий движение вперёд.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ. Например все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картинок и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и тому подобное.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда, которую создаёт школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии; малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Школьная работа над изучением, а, следовательно, осмыслением, упорядочением и обогащением того, чем дети стихийно овладели в дошкольный период своего развития, начинается: 1) с практического членения связной речи на части – предложения; 2) с конструирования отдельных предложений; 3) с усвоения самого термина «предложение» (последний постепенно, но настойчиво вводится в речевой обиход первоклассников).

Всей этой работе существенно помогают следующие методические приёмы.

  1. Используются так называемые «живые иллюстрации». Учитель вызывает ученика и предлагает ему прочитать небольшое стихотворение, взять какой- либо предмет, нарисовать что-нибудь и т. д. На вопрос учителя: «Что делал Коля?» - вызванный ученик отвечает: «Коля читал стихотворение, рисовал, поливал цветы» и т. д.
  2. Учитель показывает картинку и произносит предложение – назывное (Это девочка), а, затем, демонстрируя новые картинки, предлагает детям самостоятельно составить предложения подобного типа. Работа с картинками заметно оживляется, если применить «двигающиеся» аппликации. В сочетаниями с рисунком на доске они позволяют детям создавать динамические картины, а на основе последних – предложения и связные рассказы.
  3. Вычленению предложений из связной речи, отработке интонации, а также предотвращению смешения терминов «предложение», «слово», «слог» помогают графические записи, когда каждое из выделенных из связной речи предложений изображается на доске сплошной линией с соответствующим знаком в конце:

______________________________.

______________________________ !

______________________________?

4.Составление учениками полных ответов на вопросы учителя. Добиваясь полных ответов на поставленные вопросы, учитель борется тем самым за повышение речевой культуры учащихся, способствует очищению их речи от слов – сорняков.

5. Распространение простых предложений второстепенными членами по вопросам.

6. Составление предложений на основе бесед о предметах и их свойствах.

7. Деление сплошного связного текста из трёх – четырёх предложений на отдельные предложения. Содержание каждого предложения уясняется по вопросам.

8. Выборочное чтение (ответить одним предложением из прочитанного текста на вопрос учителя).

9. Закончить предложение.

10.Начать предложение.

11.Вставить недостающее слово в предложение.

12.Составить предложение из отдельных слов.

13.Поставить предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Большая часть названных выше приёмов допускает как коллективное их применение, так и дифференцированно – индивидуальное.

Работа над предложением даёт возможность проводить самые разнообразные упражнения по активизации словаря учащихся. В словарной работе одним из решающих принципов является сознательность и активность учащихся. Только осмысленное, правильно понятое слово может войти в активный словарь ученика. Во время работы над уяснением значения слова учащиеся активно участвуют в установлении смысла данного слова, приводят соответствующие примеры и иллюстрации, составляют предложения с данным словом.

Большую роль в работе над предложением и связанной с ней словарной работе играют логические упражнения. « Дар слова, - говорил К. Д. Ушинский,- главным образом опирается на логическую способность отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общие суждение».

Хорошо зарекомендовали себя такие логические упражнения:

  1. Название предмета (кто это? что это?).
  2. Определение признаков предмета (по цвету, по величине, по вкусу).
  3. Перечисление предметов с последующим обобщением (мак, роза, ромашка, василёк - что это?).
  4. Деление понятия (какие знаешь грибы?).
  5. Обобщение видовых понятий (жук и оса – кто это?).
  6. Подведение видового понятия под родовое.
  7. Подбор видового понятия к двум или трём родовым.
  8. Сравнение и противопоставление по различным признакам (сравнить ель и сосну, дерево и куст.).
  9. Расклассифицировать данные слова на группы по указанному признаку.
  10. Устранить лишний член деления (что лишнее? почему? – подосиновик, сыроежка, рыжик, берёза).
  11. По перечисленным признакам назвать предмет (отгадать загадку).

Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающих детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведётся систематически в течение всего года и не ограничивается ни календарными сроками, ни тематикой уроков. Систематические занятия по анализу и построению предложений развивают умение учащихся выражать свои мысли в законченном предложении, правильно располагать в нём слова. Работу по восстановлению деформированного предложения мы начинаем очень рано, с конца букварного периода; сначала дети учатся восстанавливать совсем короткие предложения, из 3 слов, затем более сложные. Трудности постепенно нарастают, но интерес детей к работе остаётся неизменно высоким. Очень полезно проводить восстановление деформированного предложения с помощью вопросов, причём вопросы даются в

такой последовательности, которая определяет порядок слов в предложении. Так развивается навык связной речи. Развитию этого навыка способствуют и ежедневные ответы учащихся на вопросы учителя. Дети учатся отвечать на вопросы, используя знания, полученные из книг; давать ответы, требующие подбора новых слов и предложений. Характер и формулировка вопросов постоянно усложняются.

Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли (строить предложения), но и передавать их в логической последовательности. Развитию этого умения способствуют упражнения детей в составлении коллективных рассказов по вопросам к серии картинок, а также письменные ответы на вопросы к тексту. Например, по серии картинок и вопросам к ним дети пишут коллективное сочинение «Кормушка для птиц». Картинки и вопросы определяют не только содержание рассказа, но и последовательность в изложении мыслей. Вопросы, кроме того, помогают ребёнку правильно построить предложение, а использование в ответе слов из вопроса, записанного на доске учителем, повышает орфографическую грамотность ученика.

Весьма полезным способом развития чёткости в изложении мысли являются письменные ответы на вопросы к тексту, записанному учителем на доске. Отвечая на эти вопросы, дети учатся передавать мысли в логической последовательности, пользуясь вопросами как разделами плана, пересказывать содержание текста своими словами, употреблять в речи местоимения и слова, обозначающие более широкие понятия.

Вся ранее проведённая на уроках чтения и русского языка работа – рассказывание по картинкам, озаглавливание частей рассказа после выявления главной мысли каждой части, подробный и краткий пересказ прочитанного по плану, разнообразная работа по построению предложений – достаточно хорошо подготавливает детей к написанию сочинений и изложений.

В самом начале дети пишут изложение по вопросам к каждому предложению. Цель подобных упражнений – научить детей самостоятельно, связно и последовательно излагать чужие мысли, пользуясь вопросами. Конкретные вопросы позволяют учащимся почти дословно передавать содержание прочитанных текстов. Далее для изложений по вопросам к каждому предложению подбираются тексты, насыщенные трудными орфограммами, и этот вид работы применяется обычно для закрепления орфографических навыков учащихся.

В своих творческих работах дети часто упускают или недостаточно полно раскрывают главную мысль рассказа, подробно останавливаясь на второстепенном. Очень важно, поэтому, работая над содержанием рассказа, предназначенного для изложения, учить детей выделять в нём главное, существенное. С этой целью практикуются изложения по плану, составленному детьми коллективно. Текст для изложения, разделённый учителем на части, записывается на доске и воспринимается зрительно, что помогает учащимся лучше запомнить текст, как со стороны содержания, так и со стороны орфографии.

Работая над планом статьи, дети лучше усваивают основную мысль каждой части и всего рассказа; передавая эти мысли своими словами, учатся оформлять их в заголовках плана. Располагая части плана в логической последовательности и записывая изложение по плану, дети овладевают навыком грамотной связной речи.

Обязательным моментом в работе над изложением является последующий разбор стилистических и речевых ошибок. Важно поощрять ребёнка не только за хорошую работу в целом, но и за каждое удачное предложение, фразу, слово.

Пересказывая в устной и письменной форме прочитанные им рассказы, ребёнок учится подражать готовым образцам, использовать такие обороты речи, которыми ещё не владеет. Изложения становятся более содержательными, грамотными, более логичными.

Работа над связной речью учащихся предполагает не только развитие у них умения излагать своими словами чужие мысли, но и формирование навыка передавать собственные мысли. Без сочинений, без изложения собственных мыслей учащимися невозможно развить речь и мышление.

Начиная с букварного периода, дети под руководством учителя, составляют короткие устные сочинения по большим настенным картинам, картинкам азбуки, по открыткам. К концу букварного периода дети довольно свободно передают содержание картинки и составляют по ней устное сочинение, умеют связно рассказать о простейших случаях из своей жизни. Например, о том, как научился кататься на коньках, как ухаживал за рыбками, как ходил в театр, как помогал маме, что даёт возможность начать обучение письменным сочинениям.

Систематически проводимые сочинения не только развивают речь, но и способствуют повышению грамотности учащихся, развивают орфографическую зоркость. Дети тщательно отбирают слова для сочинения, вглядываются в них во время чтения, ищут меткое слово. Развивается их самостоятельность, умение пользоваться изученными орфографическими правилами.

На основе личного опыта и в связи с чтением литературного материала учащиеся пишут сочинения о сезонных изменениях в природе.

Чтобы не сковывать творческие силы детей сочинениям такого вида предшествует обстоятельная домашняя и классная подготовка. Например, перед сочинением по теме «Весна» была проведена экскурсия в природу и обобщающий урок, на котором дети рассказали о признаках весны, об изменениях в природе, проследили последовательность этих изменений; прочитали стихотворения и рассказы о весне, пословицы, загадки. В заключение урока дети составили словарь «весенних» слов и словосочетаний для письменного сочинения: весна, яркое солнце, голубое небо, ручьи, половодье, птицы, грачи, скворцы, ласточки, травка, почки, подснежники, природа – и составили с ними предложения (устно).

На дом было дано задание подготовить устное сочинение по теме «Весна» и использовать в нём данные слова. При этом необходимо подчеркнуть, что в раскрытии темы возможно несколько вариантов. Устные рассказы выправлялись и дополнялись коллективно. На уроках русского языка дети записывали наиболее интересные предложения о весне, солнце, птицах, писали диктанты, списывали упражнения на эту тему.

После такой предварительной устной и письменной подготовки дети писали классное сочинение. В работах дети проявили своё умение наблюдать и пользоваться книжным материалом.

Итак, систематическая работа над формированием качества хорошей речи (логичность, правильность, богатство, выразительность) способствует развитию мышления учащихся, содействует развитию у них интереса к природе, чутья к художественному слову.

Развитие речи учащихся – одна из важнейших частей общего развития личности ребёнка.

Литература:

М.Р.Львов “Речь младших школьников и пути ее развития”

Ю.В.Новикова “О работе над словом и предложением при обучении грамоте.”

Н.И.Пометова “Работа над предложением и связной речью в I-II классах.”

04.12.2017 23:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП