СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности»

Развивая речь - развиваем личность

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике в начальных классах. Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции. В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно общаться, усваивать различные школьные предметы. Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача учителя начальных классов — соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов. Развивать речь детей — значит, регулярно работать над её содержанием на всех уроках, учить построению предложений, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога, перед которым постоянно встаёт вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе. В работе по развитию речи выделяют, как правило, следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа ( обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над предложениями и словосочетаниями в плане развития речи, развития связной речи. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Письменная речь, особенно в начальных классах, протекает значительно медленнее, чем устная, так как дети еще не овладели навыком скорописи. Поэтому у некоторых детей сам процесс написания превращается в самоцель, а это отрицательно сказывается на содержании написанного. Следовательно, очень важно добиться, чтобы для каждого ученика всегда главным, ведущим было содержание, чтобы школьники постоянно искали наилучшие формы выражения подготовленного содержания. Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее орфографической, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Эти свойства обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего.

• Методы и приемы развития речи у учащихся. Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокуп¬ности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, лите-ратуры, риторики, с социальной деятельностью детей.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбо¬ром текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов «по образцу» вхо¬дят и более мелкие, частные упражнения: составление предложе¬ний или компонентов текста по типу данного или по модели, ко¬торая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произ-ношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учи-телем, и особенно - по пониманию замысла автора - писателя или на основе артистического исполнения раз¬личные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочи¬танным. «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами : над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными осо¬бенностями рассказа и т. д. Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь под-готавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных. Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различно¬го рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последо¬вательности создающих методику: • умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, опре-делением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

• умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступками пр.; • умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом; • умение систематизировать материал, располагать его, обдумы¬вать и составлять план, работать над композицией - началом, за¬вершением; • умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, о6разы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте - обдумывание интонаций, обращений и пр.; • умение составлять текст- в устной речи - импровизировать, в письменной - записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы. • умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Метод конструирования - синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, опреде¬ляет социальные и личностные функции речи.

Развитие устной речи в период обучения грамоте. В период обучения грамоте в развитие устной речи входит: - звуковая культура речи, совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу и правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуковой структуре с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков, исправление недостатков произнесения некоторых звуков. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов – название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Умение быстро находить нужное слово, приводя его в верное сочетание с другими словами. Обучение пониманию образных выражений в тексте. Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений по вопросам учителя. Составление по картинке или серии картинок определённого количества предложений, объединённых общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок. Составление предложений на определённую тему по картине, небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей.

Сочинение и изложение как одни из видов работ по развитию речи в начальных классах Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения. Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов - написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником. Проблема развития речи учащихся является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах. Развитие речи детей происходит не только на уроках русского языка и чтения, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Задача каждого учителя – постоянно следить за развитием речи школьников. Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Так как слово неотделимо от мышления, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства. Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок. Чем совершеннее речь ребёнка, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а, следовательно, и его личность в целом, что повлияет и на успешное обучение в школе.

“Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.

Работа по развитию речи в начальных классах приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание ), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Одна из таких игр – это подбор рифм к данным словам. Например, “дом пойдем”, “крокодил - угодил”, “колобок – уголок” и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.

Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор, работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях.

Например, игра “Переведи на русский язык”. Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят “переводить” такие пословицы.

Вот несколько пословиц, которые дети сумеют “перевести” на русский язык.

Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.) Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.) Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия.) Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.) Куда лопата ведет, туда вода течет. (Тибет.) После обеда приходится платить. (Англия.) Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.) Примерные варианты ответов:

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Шило в мешке не утаишь. Мал золотник, да дорог. Яблоко от яблони недалеко падает. Куда иголка, туда и нитка. Любишь кататься, люби и саночки возить. Пуганая птица всего боится. Игровые упражнения по подбору рифм, о которых говорилось выше, помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.

Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен вами.

Проще простого простаку Прохору

– просыпать просо просто так, – пройти по проволоке, – провести праздничный прием, – приобрести прибор для причесывания.

Расшалившийся малыш

– шипел на кошку, – шлепнул Шурика шелковым шарфом, – смешивал вермишель с шоколадом, – навешивал вермишель на уши щенку, – швырял шишки в шкаф.

Веселые свистуны Свистунов и Свистулькин

– свистнули свежие сосиски, – свернули свадебную суету, – сваляли свистуна на свидании…

Много таких комплектов накопилось у меня в процессе работы по методической теме “Использование различных приемов по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе”.

2. Словесное рисование.

Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие:

– умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся; – умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; – умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

Сейчас это делать становится все труднее, т.к. количество часов на уроки литературы сокращены до минимума. И все-таки стараюсь хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:

Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты. Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора. Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению. Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д. Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему; Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”? Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку. Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации? Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:

Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими. Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору. Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору. Найдите эпитет и слово, которое он определяет. Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:

Какие настроения автора вы почувствовали? Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном. Выразите возникшие у вас чувства. Расскажите о своем отношении к воображаемой картине. Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них. Буду рада, если приведенные мною формы работы вы добавите в эту копилку и будете использовать в дальнейшей своей работе. Желаю успехов!

05.11.2016 17:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!