СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игры на уроках литературы
1. “ Фантазия“ Два слова должна разделять “ дистанция “, чтобы их сочетание казалось необычным. Предлагается сочинить историю, используя эти слова. Например, “ приезд “, “ письмо “.
2. “Если бы…“ ( фантастическая гипотеза ). Ребятам предлагается встретиться в обычной обстановке с необычными героями. (каждая пара развивает свою гипотезу, как можно интереснее и быстрее ).
3. Ролевой игровой диалог. Партнеры по диалогу (соседи по парте ) выбирают себе роли ( например, путешественников ) и беседуют на тему урока. В старших классах это могут быть “ журналисты “ противоположных направлений, авторы книг, читатели прежних веков.
4. Коллективный рассказ. По очереди рассказывают сказку (рассказ ) все ученики. Победитель тот ряд или группа, где никто ни разу не ошибся, не задержал ход сказки паузами. Или иной вариант – “ бесконечная история “: победитель – тот ряд, чья сказка окажется длиннее.
5. Воображаемый диалог. В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения.
6. Персонификация неодушевленного героя. : история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.
7. Старинная детская игра по вопроснику. После ответа на следующий вопрос листок с ответом загибается, чтобы ответ не был виден. Потом вопрос задаёт следующий участник игры, тот, кто отвечал. Рассказ получается смешным, т.к. ответы одного игрока неизвестны другому. Схема вопросов:
1) Кто это был?
2) Где находился?
3) Что делал?
4) Что сказал?
5) Чем кончилось? (вопросы взаимосвязаны).
8. Словесная игра. Объяснить термины в произведении. Например, музыкальные – в “ Квартете “ Крылова, военные – в “Сыне артиллериста“ и т.д. Победитель тот, кто сумеет лучше объяснить значение слов.
9. Игра – импровизация. Домыслить и разыграть эпизод, только намеченный автором.
10. “Живые картины” Изобразить эпизод изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
11. “Английские шарады“ Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из изучаемого произведения (лучше поэтическую, известную всем). Слова из фразы распределяются на играющих так, чтобы на каждого выпало по одному слову. Ученики выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, “ водит ” следующим.
12. “Вечер у костра” ( урок – концерт ) Используя свечи, затемнение, инсценирование костра, вокруг которого рассаживаются выступающие и зрители, дети читают стихи, прозу. (пишется сценарий ).
13. Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и “зрителей”.
14. “Рисунки Тургенева.” На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал И. С. Тургенев. Награждается самый интересный словесный портрет.
15. “Телефонный разговор” ( составление диалога ). Развивает культуру общения.
16. “Продолжи мою мысль” Учитель диктует первую строку, а дальше дети составляют рассказ.
© 2019, Шекурова Светлана Анатольевна 288