СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения - давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь ученики существенно отличаются друг от друга по разным показателям. И в современной педагогической теории это требование, безусловно, находит отражение. Однако, несмотря на очевидность утверждений о важности учета индивидуальных особенностей школьников, необходимо прибегать к их обоснованию.
Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить предполагаемый уровень развития личности. Особого индивидуального подхода требуют «трудные» ученики, ученики с невысокой успеваемостью, а также дети с явной задержкой в развитии..[1]
«Индивидуальный подход в воспитании и обучении, — отмечает Г.М. Коджаспирова, — заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку».[2]
В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «… организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [3].
Индивидуальный подход требует от учителя чуткости и такта с учениками, умения предвидеть психологические последствия педагогического воздействия. Это требует выбора и реализации таких воспитательных мероприятий, которые не только соответствовали бы текущей ситуации, но и личностным качествам ученика, состоянию, в котором он находится в данный момент и которые позволили бы достичь максимального эффекта.
Важно отметить, что к каждому ребенку действительно нужен индивидуальный подход. Индивидуализация - это реализация принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциала каждого ребенка.
Есть много образовательных технологий. Все они ориентированы на развитие личности ребенка. Но каждый ребенок по-своему индивидуален и поэтому требует индивидуального подхода.
На основании вышеизложенного по использованию индивидуализации в обучении детей младшего школьного возраста мы пришли к следующим выводам:
в различных образовательных технологиях существует множество подходов к реализации индивидуализации обучения детей младшего школьного возраста;
индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала и разработку различных задач, с учетом особенностей каждого учащегося;
реализация принципа индивидуализации требует разработки задач с учетом особенностей детей (интересы, темперамент, оригинальность восприятия);
среди индивидуальных характеристик, на которые педагог должен полагаться чаще других, выделяются характеристики восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли;
в реализации принципа индивидуализации особая роль принадлежит учителю, который готов принять ученика, как субъект деятельности;
индивидуальный подход к детям требует от педагога особой подготовки;
успеваемость детей может зависеть от особенностей реализации принципа индивидуализации;
принцип индивидуального подхода требует систематической, последовательной и полной работы педагога, исходя из того, что в ее основе лежит индивидуальная траектория развития ребенка.
Эти выводы убеждают в том, что образовательный процесс должен быть адаптирован к особенностям детей, педагог должен относиться к ребенку, как к предмету деятельности, а образовательное пространство должно быть организовано с учетом потребностей детей.
© 2022, Минаева Светлана Николаевна 418