СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как повысить мотивацию в изучении английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как замотивировать детей на обучение?

В той или иной степени, до 90 % детей имеют проблемы с мотивацией, и чаще всего именно из этих проблем вырастает проблема неуспеваемости в школе. Некоторые демонстрируют свое отношение явно и с первого дня, другие маскируют его под имитацию образовательной деятельности. Нет преподавателей, которые бы не сталкивались с такого рода проблемами.

Чтобы не залезать в дебри психологических концепций, хочется кратко сказать, что существует мотивация позитивная (положительная) и негативная (отрицательная).

Здесь речь идет о том, какое подкрепление человек ожидает от деятельности. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности – речь идет о позитивной мотивации. Если речь идет о наказании за невыполнение задания, то о негативной. Мой опыт показывает, что на негативной мотивации далеко не уедешь, поскольку она чаще всего дает кратковременный эффект, что затрудняет работу с мотивационной сферой вообще.

Впрочем, позитивная мотивация – это не панацея: важно отдавать себе отчет, что в определенный момент обратная связь от внешнего мира и от других людей должна дополниться самомотивацией, то есть способностью самостоятельно формировать ожидания от деятельности и давать себе обратную связь о ее эффективности. Это сложный психический процесс, который, что печально, практически никогда не формируется спонтанно, требует умелого и регулярного вмешательства родителей. И если это вмешательство не осуществить, то ребенок вырастает посредственным исполнителем, в лучшем случае – хорошим. С творческой сферой, с достижением высокого уровня профессионализма – практически в любых сферах у него будут проблемы. Умение самостоятельно себя мотивировать и, более того, понимать и мотивировать других людей – это одна из главных составляющих в топ-менеджменте и бизнесе, а также в науке, искусстве и т. д.

Примеры отрицательной и положительной мотивации:

Фраза: «ты должен, если не сделаешь будет плохо»: поругают, поставят плохую оценку, заберут телефон, поставят в угол, запретят общаться с друзьями. Это вариант отрицательной мотивации. К чему приводит такой вид мотивации-страх перед наказанием + чувство стыда. В результате в голове у ребенка крутиться мысль «я хочу, а если не сделаю, будет плохо».

Как поменять ее на положительную?

Фраза: «ты должен, а когда сделаешь получишь поощрение»: поставят хорошую оценку, скажут какой ты молодец, поставят в пример окружающим, разрешат что-то и т.д.

При такой постановке в голове у ребенка «я хочу, а когда сделаю, будет круто». Какие мысли возникают здесь: гордость за себя и то, что делаю, ощущение правильно дела.

Чем больше в жизни человека положительной мотивации, тем лучше его жизнь, и он, как правило, успешнее в отдельных проявлениях, таких, как работа или учеба.

Если почитать мемуары любого великого человека, то там обязательно будет описание его собственных кумиров – людей, на которых он равнялся. И во многом судьба человека определяется тем, каких кумиров он выбирает, и каким образом он будет пытаться им соответствовать.

В детском и подростковом возрасте все дети идентифицируют себя с каким-то реальным или вымышленным персонажем, перенося на себя часть его качеств и характеристик.

В таких случаях педагогу полезно иметь в своем арсенале несколько стимулирующих историй. Например, я часто рассказываю о Марке Цукерберге, который будучи подростком, много времени потратил на изучение дневнегреческого. Потому что изучение языка – одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг старательно совершенствует действия, которые мы выполняем чаще всего – оптимизирует, привязывает к ним больше гормонов удовольствия и т. д.

Именно изучение языков позволяет нам в дальнейшем осваивать любую систему: новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире. А способность к освоению одновременно нескольких систем приводит нас к новым открытиям – продуктов, бизнесов, технологий. И чаще всего это происходит, когда к одной области знаний мы применяем идеи из другой системы или области.

Кроме этого всем известно, что мотивацию повышают соревновательные мотивы, мотивы достижений. С одной стороны, очевидно, что стремление кого-то «догнать и перегнать» – это естественное стремление не только конкретного человека, но и группы людей. С другой – избыточная сосредоточенность на соревновательных мотивах может привести к нежелательным последствиям – проблемам с целеполаганием, а также к психологическим проблемам от навязчивого сравнения себя с другими людьми.

Исходя из этого, на своих занятиях я придерживаюсь системы «дельты». Когда наиболее успешными признаются не те школьники, которые показывают наилучшие результаты по итогам курса, а те, у кого самая большая разница между стартовыми и итоговыми результатами. Тем самым я стараемся показать ребятам, что мы не очень-то поддерживаем внешнюю соревновательную мотивацию, но стараемся привлечь внимание к внутренней мотивации, направить ее на то, чтобы сегодня сделать себя лучше, чем вчера.

Есть такая поговорка: «Назло бабушке отморожу себе уши». Ее суть ясно выражает один из принципов протестной мотивации. Сегодня среди молодежи популярно Challenge. Дети активно учувствуют в разного рода челенджах. В наши дни это – способ поднять самооценку, добиться абстрактной цели, прокачать аккаунты в соцсетях или стать частью сообщества единомышленников. Челлендж может стать отличным помощником преподавателя английского.

Почему бы учителю не бросить такой вызов своим ученикам, тем самым повысив мотивацию детей.

Как заинтересовать студента челленджем

  • Покажите, что это весело и не сложно – сразу предложите понятную механику и доступный инструментарий.
  • Добавьте соревновательный элемент – упомяните, что в челлендже участвуют другие ваши ученики и, на минуточку, вы тоже.
  • Возьмите «на слабо» – со многими из нас это, к сожалению или к счастью, еще работает.

Как это работает: например, ставим цель на месяц – выучить 100 слов по теме. Чтобы процесс стал интереснее добавляем видео занятий в необычном месте ( кафе, парк, спорт зал и т.д.), сториз или посты-отзывы в соцсетях. Если ставим цель выучить грамматику, то здесь можно использовать такие челенджы как: объяснить тему – маме, ребенку, плюшевому мишке. Вариантов может быть великое множество.

В продолжении темы хотелось бы рассказать о некоторых психологических трюках, которые также позволят улучшить качество знаний английского языка.

02.08.2021 17:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП