СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференция, как форма организации учебных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные конференции учащихся являются одной из форм организации учебных занятий, возникшей в 1960-х гг. Учебная конференция как форма учебной деятельности имеет довольно много общих точек соприкосновения с уроком, хотя и характеризуется некоторыми особенностями. Такого рода конференции проводят по расписанию как урок, групповая работа класса сочетается с индивидуальной работой учащихся, руководящая роль во время учебно-воспитательного процесса сохраняется за учителем-предметником.

Отличие учебных конференций заключается в том, что все новые знания учащимися получены из различных научно-литературных источников, с которыми они работали при подготовке к уроку-конференции самостоятельно, а также из докладов, с которыми выступают на конференции другие учащиеся. Роль учителя заключается в организации выступлений учащихся, обсуждении их докладов, а также внесении дополнений и уточнений в том случае, если это не сделано самими учащимися во время прений по теме выступления. Учитель обобщает результаты конференции, оценивая работу каждого выступившего на конференции с докладом и класса в целом, не обходя вниманием и отдельных учащихся, вносивших дополнения к выступлениям.

Каждая учебная конференция обладает образовательным значением. В процессе подготовки к ним каждый участник приобретает навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой и информационными источниками, их анализом и обобщением, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью, и пр.

На учебную конференцию нецелесообразно выносить первичное изучение каких-либо явлений, законов и теорий. Не следует на них выносить также материал, связанный с первичным формированием понятий. Это возможно осуществить только на уроке, где в соответствии с поставленной учебной задачей могут быть использованы­ беседа или рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником и иные формы учебной работы.

На учебных конференциях целесообразно обращать внимание на более «широкие» и обширные вопросы. К ним можно отнести истории открытий, изобретений и тд. Такие вопросы учащиеся могут разобрать самостоятельно.

В этом и заключается значение любой учебной конференции - происходят уточнение и конкретизация уже изученных на уроках понятий, систематизация и обобщение знаний учащихся.

Сложность проведения учебных конференций в общеобразовательной школе заключается в том, что от учащихся требуются определенные знания, умения и навыки самостоятельной работы с научной и дополнительной литературой. Поэтому каждый учитель, решивший провести учебную конференцию, перед ее проведением должен сформировать у учащихся умения и навыки в работе с информационными источниками, при этом учащиеся должны уметь:

  1. использовать схемы, таблицы, графики, рисунки во время выступления;
  2. логично и последовательно излагать проанализированный материал своими словами;
  3. пользоваться оглавлением и именным указателем;
  4. работать с каталогом и составлять библиографию по интересующему вопросу.

Основные вопросы, которые учащиеся должны научиться выделять в источнике, определяются в соответствии с содержанием учебного предмета.

Итак, при закреплении материала для конференции можно подобрать темы, связанные с углублением полученных знаний.

Цели, которые преследует конференция, довольно многообразны.

Предметные результаты:

  • Повторить пройденный курс, расширить представления, углубить знания по теме.
  • Повысить интерес к предмету.
  • Отработать навыкм работы со специальной литературой.

Метапредметные умения и навыки:

  • Учить искать информацию по дополнительным источникам.
  • Тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.

Личностные результаты:

  • Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.
  • Тренировать умение вести дискуссию.
  • Тренировать умение выступать перед большим количеством людей, отстаивать свою точку зрения.

Подготовка к такому уроку проходит в несколько этапов, чаще всего в четыре.

Этап 1

  • На первом этапе учитель выбирает тему конференции и рассматривает целесообразность рассмотрения того или иного материала школьниками. При этом надо иметь в виду, что самые высокие результаты конференция дает у старших школьников, начиная 7 - 8 класса, а в особенности — в 10 - 11. В этом возрасте школьники уже владеют многими необходимыми навыками, их выступления могут и в самом деле быть интересным для широкого круга слушателей. Эти выступления — своего рода мини-проекты, работа над которыми занимает обычно одну - две недели.
  • Итак, на первом этапе учитель выбирает общую тему и размышляет над тем, какие мини-темы он может предложить ученикам. Это могут быть биографии известных лиц, история открытий и тому подобное.

Этап 2

  • На втором этапе учитель подбирает необходимые материалы — те, которые он порекомендует ученикам. По каждой теме он, по возможности, стремится порекомендовать несколько источников, среди них книги, периодические издания и интернет-ресурсы.

Этап 3

  • На третьем этапе учитель предлагает школьникам темы. Чаще всего педагог сам делит учеников на группы, которые будут готовить свои выступления, но в старших классах можно доверить это самим ученикам. Каждая группа получает свое задание и рекомендации по его выполнению. Можно поручить группам самим выбрать тему из большого списка; можно предложить вытянуть жребий; наконец, учитель сам может предложить тему каждой конкретной группе. Этот вопрос нужно решать в зависимости от возможностей класса и особенностей психологии детей, а также с учётом специфики темы.
  • Желательно сразу оговорить форму подачи информации от каждой группы и регламент.
  • Обсуждая форму, следует обратить внимание школьников на то, что скучно слушать сухие факты, что чтение с листа неинтересно, и сразу предложить подготовить рассказ, а не чтение реферата.
  • Есть смысл также оговорить, что необходим какой-нибудь интерактивный элемент: мини-тест, небольшая викторина, игра на одну-две минуты, какое-то творческое задание для слушателей. Надо также решить, будут ли докладчики выступать с компьютерными презентациями или оформлять стенды, плакаты, стенгазеты.

Этап 4

  • На четвертом этапе учитель консультирует конкретные группы ребят.

Важно! Следует обратить внимание на то, что в конце конференции обязательно должны подводиться итоги.

Чтобы остальные школьники, которые в этот раз не участвуют в конференции, не скучали, им следует подготовить опросные листы для голосования. На основании этих опросных листов участникам конференции могут добавляться дополнительные баллы или может выдаваться приз зрительских симпатий.

Чтобы подготовить успешный урок-конференцию, необходимо несколько составляющих.

  • Во-первых, это тщательная проработка темы и всех ее особенностей педагогом. Он должен удачно разработать систему, четко поставить перед учениками задачу, составить разумный план.
  • Во-вторых, ученики должны быть достаточной степени мотивированы на тщательную подработку своей темы; если мотивация учащихся низкая, то интересного и продуктивного урока ожидать не приходится.
  • Наконец, важно четкое следование регламенту, объективная оценка выступлений, конкретные требования, которые должны неукоснительно выполняться; это касается и длительности выступлений, и оформления их, и выставления оценок, и использования опросника.

Еще одним секретом успеха является соответствующее оформление кабинета для проведения конференции.

Если конференция проводится в форме деловой игры и участники изображают представителей других стран (или других цивилизаций, например), то также желательно использование соответствующих атрибутов.

Таким образом, учебная конференция представляет собой одну из перспективных форм организации учебного процесса. Ее главная цель - развитие личности. Учащиеся приобретают функциональные навыки исследования, происходит развитие способностей к исследовательскому типу мышления. При получении субъективно новых знаний происходит активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

В то же время учебная конференция предоставляет возможность приобрести навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Учебно-воспитательное значение таких занятий помогает увидеть учащимся результаты своей работы. Преимущество учебных конференций заключается в развитии коммуникативных компетенций учащихся, мышления, в формировании исследовательской культуры. В то же время подготовка и проведение учебных конференций дает возможность профессионального роста учителя.

26.03.2023 15:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП