СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой опыт реализации теории поэтапного формирования умственной деятельности на уроках химии и биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание инновационного опыта учителя Последовательность ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛАГАЕТСЯ ИЗ ЭТАПОВ: 1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД. 2.Материальное (материализованное) действие. 3. Этап внешней речи. 4. Этап внутренней речи. 5. Этап автоматизированного действия. Организации познавательного процесса по технологии коллективного способа обучения позволяет: а) провести реализацию ТПФУД в течение одного (2-ух или 3-ёх часового) занятия вместо 4-ёх урочного цикла, что значительно интенсифицирует учебную деятельность. б) облегчить осуществление важнейшего компонента реализации ТПФУД – контроль работы ученика на всех этапах для предупреждения и избежание ошибок. Приведу пример реализации ТПФУД на уроке химии в 9 классе при изучении темы «Металлы». ООД в обобщённом виде создаётся в ходе одночасовой лекции, на которой осуществляется актуализация знаний и достигается необходимый уровень мотивации. Учебный материал разбивается на 4 блока, содержание каждого структурируется с использованием приёмов УДЕ. Блок №1 «Строение атомов элементов металлов. Положение в периодической системе». Блок №2 «Строение простого вещества, физические свойства, применение металлов». Блок №3 «Нахождение в природе, получение металлов. Коррозия металлов» Блок №4 «Химические свойства металлов». Работа организуется по методике КСО взаимопередачи заданий (ВЗ). Класс разбивается на шесть групп по 4 человека, каждая группа работает по 4 карточкам, каждая карточка представляет один блок и состоит из 2-ух частей: первая «ввод» предназначена для создания ООД и передачи нового материала партнёру, вторая «контроль» - для выполнения самостоятельной работы после изучения первой части с целью закрепления изученного. Приведу пример содержания нескольких карточек Карточка №1 «Строение атомов металлов. Положение элементов металлов в П.С.Х.Э.» 1. Задание для ввода (ООД составлена с применением приёма УДЕ - совместное и одновременное изучение родственных знаний - и представляет ряд вопросов, в ходе работы над которыми, составляется таблица). Найдите ответы на вопросы и заполните таблицу. 1. Каковы особенности строения атомов элементов металлов?2.Каково место металлов в периоде?.3.Какие особенности имеет атомный радиус элементов металлов?3. Каково место элементов металлов в группе?4. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе? Строение атомов металлов Положение металлов в П.С. 1. Число электронов на внешнем уровне не более 3-ёх. 2.Большой атомный радиус, внешние электроны значительно удалены от атомного ядра. 3. Внешние электроны слабо притягиваются к атомному ядру, легко отрываются, потому металлам свойственна восстановительная активность. 1. Располагаются в левой части малого периода и в верхнем чётном ряду большого периода, занимают левую часть П.С. 2. Располагаются в нижнем конце группы, занимают нижнюю часть П.С. 3.Восстановительна металлическая активность усиливается справа налево в периоде и сверху вниз в группе. Задания для контроля: 1.Почему элементы Pb, Sn, Bi, Po являются металлам, хотя на внешнем уровне электронов больше 3-ёх? 2. Почему элемент В является неметаллом, хотя на внешнем уровне атома всего 3 электрона? 3.Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду:1)Mg-Al- Si, 2) C-B-Li 3) Ba-Mg-Ca 4) P-Si – Al.4) Какой металл является самым активным в природе? Карточка №2 « Строение простого вещества металла Физические свойства металлов. Применение металлов в технике». 1.Задание для ввода (ООД составляется с применением того же приёма УДЕ) прочитайте параграф учебника, рассмотрите предложенные коллекции металлов и заполните таблицу, отвечая на вопросы: 1.Какая связь называется металлической? 2. Какое строение имеет металлическая кристаллическая решётка?3.Какие физические свойства обусловливает металлическая решётка?4. Как используются физические свойства металлов в технике? Вид связи. Тип решётки. Физические свойства Области применения металлов Атомы металлов связаны металлической связью и образуют металлическую решётку, в узлах которой расположены ионы и атомы, между ними свободно перемещаются электроны, обусловливая химическую связь. Плотность и твёрдость решётки значительно возрастает с увеличением числа электронов в глубинных энергетических уровнях. Свободно перемещающиеся электроны обусловливают следующие свойства: 1.пластчность 2. электропроводность 3.теплопроводность 4.блеск 1. машиностроение, как важнейший конструкционный материал 2. электротехника (провода, кабель, электроды…) 3.Бытовая посуда, теплообменники… 4.Украшения, зеркала, светоотражатели. 2. Задания для контроля.1При низкой температуре близкой к абсолютному нулю наблюдается максимальная электропроводность – сверхпроводимость. Чем это можно объяснить? Почему электропроводность металлов возрастает при низких температурах? Какие металлы самые электропроводные? Из каких металлов делают нити накаливания? В карточках №3 и №4 ООД составляется с применением приема УДЕ « изучение противоположных объектов, явлений, процессов в единстве как дидактических частей целого». 1этап: ООД создается 4 учениками-экспертами, заранее подготовленными для передачи знаний по карточкам. Они объясняют материал для одного представителя из каждой группы, которые после возвращения в свою группу будут передавать полученный блок знаний другим членам групп. 2 этап материализованных действий осуществляется при выполнении заданий для контроля во второй части полученной карточки, осмысливая и закрепляя новый материал. 3 этап внешней речи проходит в момент объяснения полученного от эксперта ввода партнеру по возвращении ученика в свою группу. 4 этап внутренней речи (автоматизированного действия) происходит при выслушивании ответа партнера и проверке выполненного им задания для контроля. 5 этап автоматизированного действия также осуществляется при выполнении заданий второго уровня или при контроле знаний, проводимом учителем. Каждый ученик работает с материалом карточки дважды: первый раз - выслушивает объяснение ввода и выполняет задания контроля, второй раз - объясняет ввод партнеру и проверяет задания контроля, выполненные партнером. Для реализации учебных задач требуется два - трёх часовое занятие, в течение которого обучаемый прорабатывает 4 карточки, охватывающие все блоки знаний изучаемой темы.
Категория: Химия
19.06.2015 00:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП