описание инновационного опыта учителя
Последовательность ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЛАГАЕТСЯ ИЗ ЭТАПОВ:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД.
2.Материальное (материализованное) действие.
3. Этап внешней речи.
4. Этап внутренней речи.
5. Этап автоматизированного действия.
Организации познавательного процесса по технологии коллективного способа обучения позволяет: а) провести реализацию ТПФУД в течение одного (2-ух или 3-ёх часового) занятия вместо 4-ёх урочного цикла, что значительно интенсифицирует учебную деятельность.
б) облегчить осуществление важнейшего компонента реализации ТПФУД – контроль работы ученика на всех этапах для предупреждения и избежание ошибок.
Приведу пример реализации ТПФУД на уроке химии в 9 классе при изучении темы «Металлы».
ООД в обобщённом виде создаётся в ходе одночасовой лекции, на которой осуществляется актуализация знаний и достигается необходимый уровень мотивации. Учебный материал разбивается на 4 блока, содержание каждого структурируется с использованием приёмов УДЕ.
Блок №1 «Строение атомов элементов металлов. Положение в периодической системе».
Блок №2 «Строение простого вещества, физические свойства, применение металлов».
Блок №3 «Нахождение в природе, получение металлов. Коррозия металлов»
Блок №4 «Химические свойства металлов».
Работа организуется по методике КСО взаимопередачи заданий (ВЗ). Класс разбивается на шесть групп по 4 человека, каждая группа работает по 4 карточкам, каждая карточка представляет один блок и состоит из 2-ух частей: первая «ввод» предназначена для создания ООД и передачи нового материала партнёру, вторая «контроль» - для выполнения самостоятельной работы после изучения первой части с целью закрепления изученного. Приведу пример содержания нескольких карточек
Карточка №1 «Строение атомов металлов. Положение элементов металлов в П.С.Х.Э.»
1. Задание для ввода (ООД составлена с применением приёма УДЕ - совместное и одновременное изучение родственных знаний - и представляет ряд вопросов, в ходе работы над которыми, составляется таблица). Найдите ответы на вопросы и заполните таблицу.
1. Каковы особенности строения атомов элементов металлов?2.Каково место металлов в периоде?.3.Какие особенности имеет атомный радиус элементов металлов?3. Каково место элементов металлов в группе?4. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?
Строение атомов металлов Положение металлов в П.С.
1. Число электронов на внешнем уровне не более 3-ёх.
2.Большой атомный радиус, внешние электроны значительно удалены от атомного ядра.
3. Внешние электроны слабо притягиваются к атомному ядру, легко отрываются, потому металлам свойственна восстановительная активность. 1. Располагаются в левой части малого периода и в верхнем чётном ряду большого периода, занимают левую часть П.С.
2. Располагаются в нижнем конце группы, занимают нижнюю часть П.С.
3.Восстановительна металлическая активность усиливается справа налево в периоде и сверху вниз в группе.
Задания для контроля: 1.Почему элементы Pb, Sn, Bi, Po являются металлам, хотя на внешнем уровне
электронов больше 3-ёх? 2. Почему элемент В является неметаллом, хотя на внешнем уровне атома всего 3 электрона? 3.Изменение свойств от металлических к неметаллическим происходит в ряду:1)Mg-Al- Si, 2) C-B-Li 3) Ba-Mg-Ca 4) P-Si – Al.4) Какой металл является самым активным в природе?
Карточка №2 « Строение простого вещества металла Физические свойства металлов. Применение металлов в технике».
1.Задание для ввода (ООД составляется с применением того же приёма УДЕ) прочитайте параграф учебника, рассмотрите предложенные коллекции металлов и заполните таблицу, отвечая на вопросы:
1.Какая связь называется металлической? 2. Какое строение имеет металлическая кристаллическая решётка?3.Какие физические свойства обусловливает металлическая решётка?4. Как используются физические свойства металлов в технике?
Вид связи. Тип решётки. Физические свойства Области применения металлов
Атомы металлов связаны металлической связью и образуют металлическую решётку, в узлах которой расположены ионы и атомы, между ними свободно перемещаются электроны, обусловливая химическую связь. Плотность и твёрдость решётки значительно
возрастает с увеличением числа электронов в глубинных энергетических уровнях. Свободно перемещающиеся электроны обусловливают следующие свойства:
1.пластчность
2. электропроводность
3.теплопроводность
4.блеск
1. машиностроение, как важнейший конструкционный материал
2. электротехника (провода, кабель, электроды…)
3.Бытовая посуда, теплообменники…
4.Украшения, зеркала, светоотражатели.
2. Задания для контроля.1При низкой температуре близкой к абсолютному нулю наблюдается максимальная электропроводность – сверхпроводимость. Чем это можно объяснить? Почему электропроводность металлов возрастает при низких температурах? Какие металлы самые электропроводные? Из каких металлов делают нити накаливания?
В карточках №3 и №4 ООД составляется с применением приема УДЕ « изучение противоположных объектов, явлений, процессов в единстве как дидактических частей целого».
1этап: ООД создается 4 учениками-экспертами, заранее подготовленными для передачи знаний по карточкам. Они объясняют материал для одного представителя из каждой группы, которые после возвращения в свою группу будут передавать полученный блок знаний другим членам групп.
2 этап материализованных действий осуществляется при выполнении заданий для контроля во второй части полученной карточки, осмысливая и закрепляя новый материал.
3 этап внешней речи проходит в момент объяснения полученного от эксперта ввода партнеру по возвращении ученика в свою группу.
4 этап внутренней речи (автоматизированного действия) происходит при выслушивании ответа партнера и проверке выполненного им задания для контроля.
5 этап автоматизированного действия также осуществляется при выполнении заданий второго уровня или при контроле знаний, проводимом учителем.
Каждый ученик работает с материалом карточки дважды: первый раз - выслушивает объяснение ввода и выполняет задания контроля, второй раз - объясняет ввод партнеру и проверяет задания контроля, выполненные партнером.
Для реализации учебных задач требуется два - трёх часовое занятие, в течение которого обучаемый прорабатывает 4 карточки, охватывающие все блоки знаний изучаемой темы.