СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ошибка № 1. Прежде всего следует четко усвоить золотую разницу между сочинением и изложением. Очень часто ученики вместо сочинения представляют по сути обычный пересказ произведения. А сочинение — это развернутое высказывание своего мнения по теме. Напомню, что изложение — это краткое содержание без какой-либо оценки. Разумеется, если ученик в тетради просто излагает факты из произведения без своего мнения относительно происходящего, то учитель вправе поставить двойку. Ведь ученик не понимает сути задания.
Ошибка № 2. Ученик высказывает свое мнение, но не по теме сочинения. Например, тема сочинения звучит так: «Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский»» При этом ученик в своем сочинении пишет, что Троекуров — злой помещик, выдавший свою родную дочь замуж против ее воли за старика. А Владимир Дубровский — благородный дворянин. И далее ученик на протяжении всего сочинения описывает свое восхищение Дубровским. Даже если ученик в конце своей работы напишет еще пару строк о Троекурове, он все равно не раскроет тему сочинения и получит в лучшем случае тройку. Почему? Потому что тема сочинения — не сравнительный анализ Троекурова и Владимира Дубровского, и не образ Дубровского, а исключительно образ Троекурова. Следовательно писать нужно только о господине Троекурове. Можно упоминать других героев повести, но только для того, чтобы на их фоне выделить какую-то определенную черту характера Троекурова, выразить его отношение к окружающим и на этих примерах доказать почему вы считаете, что барин Троекуров такой-сякой.
Ошибка № 3. Иногда школьники просто перечисляют черты характеров героев. Если тема посвящена городу, то в сочинении используются всякие эпитеты и не более того. Например, пусть темой сочинения будет все тот же образ Троекурова. Даже если ученик напишет, что Троекуров был самодуром, жестоким и эгоистичным барином, т.е. напишет совершенно справедливо и все правильно, то все равно оценку «5» поставить будет нельзя. Ибо каждый отдельно взятый эпитет необходимо доказать. Как? Событиями, фактами из произведения. Например, если вы написали, что Троекуров был жестоким, то должны привести доказательства своим словам. Ученик может так и написать, мол то, что барин Троекуров был жестоким человеком видно из его отношения к своей дочери Маше. Он выдал ее замуж за старика против ее воли без капли сожаления. Он был глух к ее горьким слезам и равнодушен к ее дальнейшей судьбе. Можно добавить еще пару фактов. Скажем, упомянуть о том, как Троекуров безжалостно довел до больничной койки близкого друга, барина Дубровского, и фактически тем самым убил.
Ошибка № 4. Часто ученики в своей работе не приводят цитаты. В хорошем сочинении должно быть не менее трех цитат. Я не знаю можно ли на парте иметь томик произведения, по которому пишется сочинение, но использование цитат обязательно. Когда я училась в школе, нам учитель разрешал иметь под рукой тексты произведения во время написания сочинения. Если сейчас это запрещено, то значит нужные цитаты необходимо выучить наизусть, либо выписать в литературный дневник. Кстати, на мой взгляд можно подготовить шпаргалку с цитатами. Когда переписываешь что-то от руки, то это что-то очень быстро запоминается.
Ошибка № 5. Резкие переходы от одной части сочинения к другой. Для решения этой проблемы я бы порекомендовала запастись перечнем так называемых «переходных мостиков». Это могут быть такие сочетания слов: «Давайте рассмотрим поподробнее данную проблему/тему/вопрос/аспект ниже «, «Я предлагаю рассмотреть более подробно поднятую проблему ниже», «А теперь рассмотрим детально», «Из выше сказанного я пришел к следующему выводу», «Таким образом, я считаю, что автор/главный герой/предмет такой-то», «По моему мнению, только хороший/плохой/ человек мог поступить так, как поступил автор/главный герой.» Этих мостиков может быть великое множество. Самый хороший способ находить лучшие из лучших — это читать удачные сочинения других учеников. Но не просто читать, а выписывать мостики в свою тетрадь для подготовки к сочинениям.
Ошибка № 6. Иногда учителя снижают оценку за сочинение, если оно написано неудачным слогом. Разумеется, научиться хорошо писать не так-то просто, особенно если не любишь читать. Но есть пара советов улучшить то, что есть. Во-первых, желательно заметить повторяющиеся слова. Например: «Троекуров был самодуром. Троекуров был жестоким. Троекуров был несправедливым.» Звучит некрасиво. Все это можно изложить в одном предложении и не повторять слов «Троекуров был». Иногда люди пишут так: «Главную героиню легко было заметить на балу, благодаря яркому желтому платью. Желтое платье было сшито…» Здесь ошибка заключается в повторении словосочетании «Желтое платье» Его следовало заменить либо на «ОНО было сшито…», либо слово «желтый» во второй раз заменить синонимом. Например, «Бальное одеяние лимонного цвета было сшито…» Во-вторых, предложения нужно стараться писать лаконично. Очень большие предложения лучше разбить на два или более. Таким образом будут убиты сразу два зайца: текст будет легче восприниматься и снизится риск наделать кучу ошибок со знаками препинания.
Ошибка № 7. Редко кто использует в своем сочинении мнение критиков или писателей. Высказывание своего мнения, плюс освещение мнений разных известных личностей всегда добавляет вес. И хотя этот элемент для сочинения не обязателен, но он однозначно прибавит очков. Иногда авторы произведений высказывают собственное отношение к своим героям. Часто даже в том же самом произведении. Используйте этот прием в своих работах и вы гарантировано повысите себе балл.
© 2018, Гашникова Дарья Валерьевна 968