СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие движений пальцев и кистей рук у ребенка играет исключительную роль в его общем развитии. Научные исследования подтверждают, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью формируются и закрепляются в рамках эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс проявляется в первые месяцы жизни, когда малыш фиксирует взгляд на лице взрослого, склонившегося над ним, улыбается, активно шевелит ручками и ножками и издает тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка появляются ощупывающие движения, что свидетельствует о начале работы центров тактильного анализатора коры больших полушарий головного мозга.
Среди всех двигательных функций, движения пальцев рук занимают особое место, оказывая значительное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Ученые установили прямую связь между своевременным развитием ручных умений и развитием психических процессов у ребенка.
До 3,5-4 месяцев движения рук ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это означает, что движения представляют собой относительно постоянные, стереотипные реакции организма на внешние раздражители, не требующие специальных условий для своего возникновения. В возрасте 4-4,5 месяцев появляются простые движения рук, направленные на контакт с предметом: ребенок начинает притягивать к себе случайно задетый предмет и ощупывать его. Однако эти действия носят случайный характер и не обусловлены целенаправленным волевым усилием.
В период от 4 до 7 месяцев наступает следующий этап в развитии действий с предметами – этап простого «результативного» действия. Характерной чертой этого периода является активное исследование скрытых свойств объекта. С 5 месяцев в процессе схватывания предмета активнее участвуют пальцы, особенно большой палец, который ребенок отводит при захвате. К 6 месяцам ребенок уже умеет не только крепко держать предмет, вложенный в руку, но и брать его из любого положения.
7-10 месяцев – это этап «соотносящего» действия. На этом этапе малыш начинает соотносить предмет с определенным местом в пространстве. В возрасте 8-9 месяцев ребенок уверенно сжимает игрушку, если ее пытаются забрать, берет мелкие предметы двумя пальцами, а более крупные – всей ладонью.
С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев появляются функциональные действия, которые отличаются от манипулятивных тем, что отражают понимание социальной сущности предмета и его предназначения. В этот период совершенствуются действия рук: кулачок разжимается, пальцы действуют более независимо и автономно. В возрасте 1 года 2 месяцев – 1 года 3 месяцев активизируется кончик большого пальца, а затем указательного пальца. В дальнейшем происходит интенсивное развитие тонкой моторики всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Только к трем годам движения пальцев ребенка становятся похожи на движения рук взрослого человека. [13]
Дети в возрасте 1,5 – 4 лет осваивают лепку несложных предметов, состоящих из одной или нескольких одинаковых частей. Главный навык – плотное соединение частей друг с другом. На этом этапе дети учатся основным приемам работы с пластичным материалом: раскатыванию (формирование столбика), скатыванию (создание шара), вдавливанию пальцем (декорирование), прищипыванию, сплющиванию и присоединению частей.
В возрасте 4 – 5 лет дети переходят к лепке предметов из нескольких частей, учатся применять обобщенные способы лепки как из целого куска материала, так и по частям, соблюдая пропорции и правильное расположение частей. К уже освоенным приемам добавляются новые: примазывание, защипывание, вытягивание и сглаживание.
Дети 5 – 6 лет демонстрируют большую самостоятельность в выборе способов лепки. Они способны самостоятельно устанавливать фигуру в вертикальном положении, передавать движение предмета, лепить с натуры и по представлению, создавать лепные сюжетные композиции, а также работать в коллективе. Усовершенствуются ранее освоенные приемы, и добавляются новые: вытягивание деталей из целого куска, ленточный способ лепки, скульптурный способ изображения и лепка из целого куска без предварительного разделения на части.
В возрасте 6 – 7 лет дети способны самостоятельно находить способы передачи выразительности образов — позы, детали, движение, фактура. Техника лепки совершенствуется, и лепка приобретает ярко выраженный творческий характер, позволяя детям воплощать свои собственные художественные замыслы. [19]
Лепка является ценным видом деятельности для всестороннего развития ребенка. В процессе лепки происходит интенсивное развитие мелкой моторики рук: укрепляются мышцы пальцев, повышается их сила и подвижность, улучшается координация движений обеих рук. Ребенок одновременно задействует все пальцы и внутреннюю поверхность ладоней, что способствует гармоничному развитию мелкой моторики и положительно влияет на развитие речи. Создание поделок из пластичного материала – это естественный путь к совершенствованию сенсорного опыта.
Кроме развития моторики, лепка способствует познавательному развитию. В процессе изобразительной деятельности, такой как лепка, ребенок расширяет свои знания об окружающем мире, уточняет и углубляет представления о свойствах предметов, запоминает их характерные особенности и детали. Он овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их применять.
Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предметов, изучает взаимосвязь их частей, развивает координацию движений обеих рук, укрепляет мелкие мышцы пальцев, тренирует глазомер и пространственное мышление. Лепка оказывает благотворное влияние на нервную систему ребенка в целом. Именно поэтому лепка часто рекомендуется возбудимым, шумным и активным детям как средство гармонизации нервно-психической активности. Значение лепки для развития ребенка трудно переоценить.
Итак, в процессе лепки ребенок не только получает информацию о работе с пластичным материалом и о придания ему определенной формы, но и приобретает практический опыт самостоятельного взаимодействия с ним. Этот опыт постепенно перерастает в творческую деятельность. Лепка, в большей степени, чем другие виды деятельности, позволяет добиться максимальной активности обеих рук и укрепить пальцы. Освоение техники лепки требует развития специфических движений, характеризующихся определенной силой, точностью, темпом, направленностью, плавностью и ритмичностью. Эти приобретенные качества будут способствовать успешному овладению ребенком в будущем различными видами учебной и трудовой деятельности.
© 2025, Мазурова Юлия Андреевна 6