СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПО ТЕМЕ: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности с использованием национально-регионального компонента»

«Обучить творчеству нельзя,

но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю

содействовать его образованию и проявлению»

Л.С. Выготский

Я работаю в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего типа, обеспечивающим лечение, воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет с нарушением зрения (преимущественно, с косоглазием и амблиопией).

Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия наших воспитанников обуславливает недостаточность у них зрительных впечатлений.Также у таких детей затруднено выделение, узнавание формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.

Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. А, как известно, основным видом деятельности, посредством которого дети образно отражают окружающую действительность, является изобразительная деятельность.

Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям с нарушенным зрением успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно-практической деятельности, развитии способностей к рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Учитывая все вышеизложенное, мною были изучены исследования А.Ф. Акоповой, Л.А. Руденко, Л.Ф. Сербиной, Р.Г. Казаковой, Е.Н. Лебедевой, Л.И. Плаксиной, посвященные проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения в процессе продуктивной деятельности.

Проанализировав исследования известных педагогов и, опираясь на собственный опыт, пришла к выводу, что на развитие творческих способностей детей с нарушением зрения, формирование у них представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины и ориентировки в пространстве особое воздействие оказывают нетрадиционные техники изобразительной деятельности, не требующие высокой технической подготовки в процессе работы, что очень важно для детей со зрительными нарушениями.

В связи с этим особую актуальность для меня приобрелосоздание методики системной работы направленной на развитие художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Вышеизложенное позволило мне сформулироватьцели своей работы и определить задачи.

Цели:

- повысить свой профессиональный уровень по данной теме;

- углубить знания в области нетрадиционных методов изобразительной деятельности;

-создать условия для развития художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

-сформировать технические навыки нетрадиционного рисования;

- познакомить детей с различными техниками и приемами нетрадиционной изобразительной деятельности, используя региональный компонент;

- развить детское творчество и творческое воображение путем создания творческих ситуаций в условиях детского сада и семьи;

- побудить у родителей интерес к совместной творческой деятельности, формированию их психолого-педагогической компетентность в области детского художественного творчества;

-пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родному краю и природе, к событиям нашей жизни.

Поставленные перед собой цели и задачи я реализую посредством различных форм работы по художественно-творческому развитию, а именно:

- организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой и народным искусством родного края, изобразительной деятельности («Путешествие в лес», «Где живет белка?» «Зимушка, зима!» «Плывет, плывет кораблик», «День рождения Лесовичка», «Все мы – одна семья, все народы здесь - друзья!» и др.);

- беседы, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;

- развлечения и конкурсы («Руками трех поколений»,«Народная ярмарка»);

- самостоятельная художественная деятельность в группе и на площадке детского сада.

Свою работу строю на следующих принципах:

- постепенности и последовательности («от простого к сложному»);

- наглядности;

- индивидуальности;

- связь обучения с жизнью;

- выбора (решений по теме, материалов, способов без ограничений);

- научности (форма, цвет, размер, композиция и др.).

Новизна и значимость моей работы заключается в решении проблемы развития художественно-творческих способностей детей с нарушением зрения в процессе дополнения традиционных приемов обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками, а также в разработке и адаптации методов и приемов образовательного процесса в детском саду, направленного на формирование художественно-творческих способностей.

В процессе работы над темой мною использовались следующие методы:

- изучение психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

- изучение литературы о Крымском полуострове (национальный состав, культура, традиции, животный и растительный мир);

- учет результатов обследование уровня художественно-творческого развития детей, проводимого учителем-дефектологом;

- анкетирование родителей.

Свою работу строю с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «ДС №27 «Розочка», рабочей программой образовательной деятельности в средней группе «Василек»» общеразвивающей направленности на 2015 – 2016 учебный год, программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения), программой художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, региональной программой и методическими рекомендациямипо межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек».

Работа по развитию художественно-творческих способностей у дошкольников в детском саду имеет системный характер. Ежемесячно (с учетом лексических тем недели) в организованную образовательную деятельность и вне ее включаю игры, упражнения на развития творческих способностей детей. Например, в рамках лексической темы «Дикие животные»даю детям задание нарисовать рисунок на развитие фантазии – «Зайцемух», «Ёжалис», тема «Космос» - рисунок на тему «Портрет пришельца» (ТРИЗ технологии).

При планировании работы учитываю необходимость взаимосвязи тем организованной образовательной деятельности по лепке, аппликации и рисованию, производя повтор одной и той же темы, что позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети с нарушением зрения познают видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление изображения из частей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориентировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения.

Овладение детьми нетрадиционными техниками изобразительной деятельности организуюна основе исследований И. Лыковой, А. Никитиной, согласно которым в основе использования нетрадиционных техник рисования в определенный возрастной период лежит принцип «от простого к сложному». В связи с чем, мною были распределены основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности для изучения во всех возрастных группах с учетом программных требований и возраста детей (приложение).

В младшем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с такими нетрадиционными техниками как: рисование пальцами, ладошками, овощными штампами, листьями и ватными палочками. Мной проведен цикл организованной образовательной деятельности по вышеуказанным техникам: «Дедушка Мороз» (рисование ладошками), «Дождик» (рисование пальцами), «Веселая гусеница» (оттиск картофелем), «Осенний лес» (печатание листьями» и т.д.).

Уже с младшего дошкольного возраста для художественно-творческого развития детей наряду с традиционными подходами использую следующие современные образовательные технологии и методики:

- ТРИЗ технологииАльтшуллера Г.С.;

- арт-терапевтическими методы (изо-, цветотерапией);

- метод песочной терапии (песочная анимация);

- методику рисования пластилином (пластилинография).

Особое внимание для развития творческих способностей детей с нарушением зрения, их эстетического восприятия и художественного вкуса имеет методика рисования пластилином – пластилинографии. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Совокупность этих фактов позволяет использовать в работе эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную.

С младшей группы в работе с детьми начинаю использовать элементы метода песочной терапии, способствующего развитию у детей мелкой моторики рук, стабилизации их эмоциональной сферы, снятию у них психо-физического напряжения. Для этого в групповой комнате имеется стол для песочной анимации. Поэтому сразу после того как дети усвоят правила работы с песком и элементарные упражнения, проводимые в песочнице, начинаю обучение детей предметному рисованию на поверхности стекла с песком («Песочные человечки», «Грибочек», «Солнышко и тучка»). Работу в песочнице провожу как в свободное время детей, так и активно включаю элементы данного арт-терапевтического метода в организованную образовательную деятельность с детьми по всем образовательным областям.

В среднем дошкольном возрасте после того как у детей сформируются основные изобразительные умения и навыки, технологии совершенствуются и дополняются.

Дети уже способны освоить такие техники как «Кляксография» «Оттиск поролоном», «Рисование методом тычка», пробуют рисовать восковыми мелками в сочетании с акварелью и т.д. («Одуванчики» в технике кляксография, «Зимний лес» - оттиск поролоном, «Аквариум» - восковые мелки и акварель). С детьми данного возраста продолжаю работу по применениюпластилинографии, дети владеют основными приемами и навыками создают элементарные пластилиновые картины по предложенным образцам («Плывет, плывет кораблик», «Колобок») и песочной терапии, дети овладевают умениями и приемами предметного и сюжетного рисования.

Со среднего дошкольного возраста с учетом требований программы по межкультурному образованию детей «Крымский веночек» при ознакомлении детей с различными техниками учитываю национально-региональный компонент. Детей знакомлю с культурой, традициями и с декоративно-прикладным искусством народов Крыма, изображая элементы росписи средствами нетрадиционных техник («Посуда народов Крыма», «Укрась народный костюм» и др.).

В старшем дошкольном возрасте использую все техники нетрадиционной изобразительной деятельности, изучаемые в детском саду, однако в подготовительной группе дети уже могут не только самостоятельно выбирать технику рисования, но и сочетать несколько техник в одной работе. Например, в организованной образовательной деятельности «Веселые человечки» дети сочетали такие техники рисования такие, как оттиск поролоном, овощами и фруктами, рисование цветной солью. В изобразительной деятельности по изготовлению макета крымского леса были использованы такие техники: оттиск поролоном, аппликация из мятой бумаги, животные, изготовленные в технике предметной монотипии.

С детьми продолжается работа по приобщению к культуре, традициям, истории, декоративно-прикладному искусству народов Крыма, дети приобретают глубокие знания по данной теме («Все мы – одна семья, все народы здесь - друзья!», «Народная ярмарка», «Крым - наш общий дом!» и др.). Дети изображают Крымские горы и лес, Черное море, дельфинов и лебедей, это способствует приобретению глубоких знаний об окружающем мире, что очень важно для детей с нарушением зрения.

Для того чтобы организованная образовательная деятельность проходила интересно, плодотворно, творчески, в группе с учетом специфики детского сада и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создана развивающая предметно-пространственная среда, организованная как культурное пространство, оказывающее воспитательное влияние на детей (изделия народного искусства, портреты писателей, художников и других известных людей, репродукции картин). Оборудован уголок самостоятельной художественной деятельности, в котором представлены основные материалы, которые ребенок может в любое время использовать для творческой деятельности. Регулярно обновляется материал, дети с радостью приносят из дома, с прогулок природный материал, который в последствие используют в изобразительной деятельности.

Работа по данному направлению была бы не полной без осуществления работы с родителями воспитанников. В родительском уголке выставляю папки-передвижки, памятки и рекомендации для родителей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Мною были подготовлены для родителей следующие консультации:«Советы родителям по художественно - эстетическому развитию детей», «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования», проведено анкетирование родителей по теме «Значение народно-прикладного искусства». Регулярно провожу для родителей выставки детских работ.

Тесное сотрудничество с родителями дало положительные результаты:

- родители стали проявлять больший интерес к успехам своих детей в изобразительной деятельности;

- активно участвуют в организации и проведении досуга детей и формировании развивающей среды, способствующей полноценному творческому развитию детей.

С целью распространения своего опыта по данной теме среди коллег выступаю в различных формах методической работы:

1. Проведены консультации на такие темы:

- «Народная игрушка как национальное средство этнокультурного воспитания» (из опыта работы).

- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»;

- «Роль народных традиций в семейном воспитании»;

- «Арт-терапия как метод лечения с помощью изобразительного искусства».

-«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

2. Организован мини мастер-класс для педагогов по лепке народной игрушки из глины.

Говоря о результатах моей работы по углубленной теме, можно отметить, что:

- у детей повысился интерес к изобразительной деятельности;

- на должном уровне сформировались технические навыки нетрадиционного рисования;

- количество детей, имеющих высокий уровень художественно-творческого развития повысилось на 42,8%;

- количество детей имеющих низкий уровеньхудожественно-творческого развития понизился на 54% и составляет 7,2 %;

- положительная стабильная динамика результатов формирования художественно-творческого развития составило 82%.

14.02.2016 12:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!