СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все компоненты моей педагогической системы направлены на конечный интегрированный результат обучения и воспитания учащихся, обогащению их знаниями предметов биологии, химии, развитие их кругозора, формирование познавательной деятельности, привитие потребности в учении.

Считаю главной своей задачей - быть причастной к становлению духовных и интеллектуальных качеств личности ученика. Так как каждый ученик это личность со своим субъективным опытом, считаю, что обучение должно быть индивидуализировано, а этому как ничто лучше способствует личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подход в обучении.

Для реализации данных подходов обучения в моей работе использую различные педагогические технологии: личностно - ориентированная, дифференцированного обучения, проектная, исследовательская, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Подчиняюсь следующим требованиям личностно-ориентированного процесса обучения:

  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика;
  • активное стимулирование ученика к образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результатов, но и главным образом процесса учения;
  • создание условий для творческой, самостоятельной коллективной деятельности
  • обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, предоставлять возможность реализовывать себя в познании, учебной деятельности.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин, в классе появляются и отличники, и хорошисты и отстающие. Поэтому я стараюсь организовать уровневую дифференциацию работу учащихся на всех его этапах. При повторении материала широко применяю методику свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта – уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант включает дополнительные задачи и упражнения из учебника, третий – задания из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор задания предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

В системе работы я опираюсь на проектную деятельность, которую рассматриваю в двух типах. Первый – практико-ориентированный тип, где обозначен результат, ориентированный на социальные интересы самих учащихся и моральные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта – информационный, который предполагает сбор информации о каком – либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Проектная деятельность требует от учителя координирующих действий, создания условий для преодоления затруднений, направления деятельности ученика, расширения познавательных интересов, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний, стимуляции самостоятельности, изобретательности.

Неотъемлемой частью своей работы, считаю, руководство научно- исследовательской деятельностью учащихся. Более успешно это получается на пришкольном учебно-опытном участке. Особое место в исследовательской работе занимают опытническая работа по сортоиспытанию овощных культур. Нами были изучены различные сорта капусты, свеклы, моркови, томатов. При этом особое внимание мы уделяем районированным сортам. Часто учащиеся школы выступают на научно-практической конференции «Шаг в будущее» На слете активистов «Молодежь – будущее России» наш проект о работе на пришкольном учебно-опытном участке занял 1 место в номинации «Лучший проект».

И информационные технологии становятся хорошим помощником учителю, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках биологии и химии:

работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

  • работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
  • работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
  • использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, иллюстрации, музыка и т.д.);

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку (у меня, например, оно увеличилось в разы), и терпения. К тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всём при этом, такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам. Результатом использования ИК – технологий на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса у обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер и создавая различные презентации. Для меня же, как для учителя предметника - ИКТ стала серьезным подспорьем.

«Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Только в том случае человек старается двигаться вперёд, когда он сомневается в своей неоспоримой компетенции. Я часто бываю, недовольна своей работой, не удовлетворена результатами своих учеников. Но именно последнее обстоятельство толкает меня на изучение новой и «хорошо забытой» литературы: в любом опыте можно обнаружить интереснейший материал, который затем переработать, внедрить в свою педагогическую деятельность и сделать его незаменимым помощником в достижении главной цели.

Цель моей работы – научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.

Задачи: 1) развивать внимание, память, логическое мышление;

2) развивать познавательную активность;

3) вызывать интерес к урокам биологии, химии;

4) развивать умение общаться в парах, в группах и между группами;

5) создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей учащихся.

На своих уроках стараюсь учитывать требования, предъявляемые к современному уроку. Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстрающего свободный урок.

В основе новой технологии урока заложены три постулата:

1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

2. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства». Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребенка и формирование УУД; предметные цели.

Цели деятельности учащихся: Виды УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Цель всех уроков вижу в осознанном восприятии материала. Поэтому на своих занятиях использую разные виды контроля (тесты, перфокарты, дидактические карточки, зачет, учебная конференция, защита докладов, рефератов, проектов), письменные работы, практические работы, использую сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, а также формирую различные тестовые задания к урока.

На своих уроках использую различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Важным приемом активизации, на мой взгляд, является разнообразие типов уроков (урок первичного предъявления новых знаний или УУД, урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями, урок применения предметных ЗУНов и УУД, урок обобщения и систематизации, предметных ЗУНов и УУД, урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД, контрольный урок, коррекционный урок, комбинированный урок), нетрадиционные уроки («пресс-конференция», «презентация», уроки самоопределения, самореализации, урок-суд, урок-дискуссия, урок предметных поисков, урок интеллектуальных раздумий), форм изучения нового материала ( работа с учебником, дополнительной литературой, беседа, практическая работа), методов обучения (словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, методы самостоятельной работы: индуктивный, дедуктивный).

Свои уроки стараюсь сделать интересными. Для этого использую разнообразный дидактический материал с нестандартными заданиями, включающими проблемные ситуации, ролевые и деловые игры, конкурсы, соревнования и другие задания с элементами занимательности. Такие задания помогают оживить урок. Считаю, что познавательный интерес, возникающий в результате обучения, является самым действенным. С этой целью я использую в своей работе элементы игровой деятельности.

Я постараюсь описать некоторые особенности форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые использую в своем образовательном процессе и которые на мой взгляд способствуют формированию положительной учебной мотивации, способствуют усвоению не только суммы знаний, но и способов деятельности:

• Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); Учащиеся знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д. Эффективность работы с литературой определяется несколькими условиями. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Важно также, чтобы ученик и литература нашли друг друга. Считаю возможным указать место, где ее можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьником не будет выполнено. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с литературой, стараюсь настроить их на серьезный, кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на ее осмысление.

• Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

• Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, например, семиклассники готовят небольшие рефераты, содержащих характеристику различных отрядов класса Птицы. При защите данных работ школьники учатся выделять главное, логически правильно строить свое выступление и т.д. Рефераты, выполняемые учащимися старших классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбор материала, оборудования, проведения наблюдения и эксперимента с четким фиксированием материала. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

• Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

• Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции, коллоквиуме, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным. Например, конференция по гигиене человека. По заранее сообщаемым вопросам из числа школьников назначаются докладчики. Остальные учащиеся готовят вопросы и задают выступающим, дополняют их сообщения. Готовясь к конференции, все учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения.

• Экспериментальные задания часто используются мною на уроках с целью развития познавательной активности и самостоятельности. Например, несложный эксперимент проводится при изучении темы Фотосинтез. Он получил название «опыт Сакса». Этот опыт проводится с геранью, листья которой закрываются после пребывания в темноте растения так называемыми фигурками Сакса, изготовленными из плотной бумаги. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необходимости для протекания фотосинтеза важнейшего фактора – света. Данный эксперимент может быть продолжен, например, при выяснении влияния интенсивности освещения листьев растения на скорость фотосинтеза.

• Лабораторно-практические занятия – важнейшая форма урочной работы. Такие занятия проводятся мною при максимально возможной самостоятельности учеников. После сообщения темы, задачей и целей лабораторной и практической работы школьники выполняют ее самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий. При этом учащиеся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере необходимости, консультироваться с учителем. По итогам работы учащиеся, как правило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер. Так, в ходе выполнения лабораторной работы «Сравнение строения эритроцитов человека и лягушки» предлагаю решить проблему о путях и способах снабжения кислородом клеток и тканей организма человека. Иногда лабораторно-практические работы провожу на местности – в лесу, на лугу, у пруда. Например, при изучении раздела «Основы экологии» провожу следующие работы: »Определение видов растений, составление их морфологической характеристики», «Изучение природного биоценоза» и др. Подобные работы завершаются составлением письменных отчетов, которые должны обязательно содержать ответы на ряд вопросов. Например, каково значение выявленной морфологической и экологической разнокачественности особей в функционировании растительного сообщества? За счет чего обеспечивается устойчивость изучаемого сообщества? Ответы на эти вопросы нельзя найти в учебниках, так как они требуют знаний конкретных природных экологических систем. Помимо возможности использовать полученные школьниками теоретические знания при решении практических проблем, лабораторные работы воспитывают у них добросовестность при формулировании выводов.

• Поисковая и учебно-исследовательская работа – позволят каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. В организации научно-исследовательской деятельности школьников можно выделить семь этапов:

  • Мотивация научно-исследовательской работы
  • Выбор школьниками направления исследования
  • Постановка задачи исследования
  • Фиксирование и предварительная обработка данных
  • Обсуждение результатов исследования
  • Оформление результатов работы и представление их на научно-практической конференции.

Например, на районных практических конференциях «Шаг в будущее» учащиеся нашей школы выступали с исследовательскими работами по темам: «Зависимость величины дыхательного коэффициента растений от субстрата дыхания»(3место), «Изучение состояния окружающей среды в районе реки Челутайка» (сертификат), «Экспериментальное определение содержания аскорбиновой кислоты в зеленых культурах» (сертификат), Ксерофиты степи, их приспособления к засушливым условиям среды(1 место).

• Предметные олимпиады – соревнование школьников по различным дисциплинам. Они «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника. Главная задача олимпиады, по моему мнению, заключается в выявлении интереса учащихся к изучаемому предмету и выявлению талантливых учеников. Готовиться к олимпиадам начинаем со школьного этапа, задания которого формируются на разных уровнях сложности – от «утешительных» до сложных. Подготовка к районной и городской олимпиадам, требует разработки индивидуальной программы для каждого его участника, которая учитывает степень владения теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности познавательной самостоятельности, индивидуальные особенности мышления и другие факторы. Безусловно, работа по подготовке к олимпиаде предполагает и огромную самостоятельную работу учащихся с различной дополнительной литературой.

Пожалуй, более увлекательным аспектом в своей педагогической деятельности считаю воспитательную работу как классного руководителя. Всего у меня было четыре выпуска. Связь со своими детьми поддерживаю, по сей день. Всегда слежу за их успехами. Кем бы они ни стали в жизни, главное, чтобы они были состоявшимися людьми.

За аттестационный период активно включалась в процесс освоения и применения в учебно-воспитательном процессе ИК-технологий и планирую более системное применение данных технологий в практической деятельности учителя предметника

Биология и химия – интереснейшие предметы, которые требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требуется освоение методик, позволяющих добиться большей заинтересованности учащихся предметом.

Участие в олимпиадах различного уровня повышает у обучающихся интерес к изучению предмета, поэтому в дальнейшем буду стараться привлекать к участию в олимпиадах различного уровня как можно большее количество своих учеников.

В будущем необходимо разнообразить внеклассную деятельность по предмету, так как возможностей для участия в конкурсах различной направленности сейчас в Интернет-сети предоставляется великое множество, а значит необходимо найти такие, которые вовлекут как можно большее количество обучающихся в сферу изучения предметов биологии и химии.

Несмотря на все трудности, которые несет с собой работа учителя, я очень люблю, ценю и уважаю свой труд. А когда человек уважает свою профессию, он никогда не станет «…унижать свой труд беспечностью».

Категория: Биология
27.04.2020 10:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!