Здоровье человека определяется уровнем его функциональных возможностей. Специальное международное исследование под эгидой Всемирной организации здравоохранения доказало, что физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Характерной особенностью современного образа жизни является сокращение объёмов двигательной активности человека (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.
Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму". Единственная профилактика последствий гипокинезии - организация рационального двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности физические нагрузки, приводящие к активному перемещению тела в пространстве.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным двигательным отдыхом.
Двигательная активность:
? это сумма движений, которые выполняет человек в процессе жизнедеятельности (труд, самообслуживание, физические упражнения).
? она является одной из основных форм поведения растущего организма и важнейшим условием его жизнедеятельности.
Суточная двигательная активность школьников в таблице
Двигательная активность бывает: ежедневная и периодическая. Ежедневная двигательная активность – это:
? утренняя гимнастика,
? пешая ходьба,
? физкультурные минутки и паузы,
? подвижные перемены и час в ГПД.
Периодическая:
? уроки ФК,
? занятия в секциях,
? спортивные соревнования,
? Дни здоровья.
В режиме работы школы двигательная активность может быть организована при взаимодополняющем сочетании 2-х направлений: большие формы и малые формы
Большие – уроки ФК и спортивные секции
Малые:
? Гимнастика до занятий
? Физкультурные минутки и паузы
? Подвижные перемены
? Час активного отдыха в ГПД
При этом особое место занимает проведение подвижных игр на переменах. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается активность внимания, замедляется и становится поверхностным дыхание. Регулярное проведение игр-аттракционов на перемене повышает тонус всего организма. Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент организации учебной деятельности. Возможность переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку.
Задачи, решаемые при организации подвижных перемен.
Оздоровительные:
• Переключить внимание
• Снять умственное напряжение
• Активизировать двигательные центры
• Дать умеренную физическую нагрузку
• Включить малозадействованные (мелкие "позные") мышцы
• Разгрузить позвоночник (после статичной позы, связанной с длительным сидением)
Также следует отметить, что подобные перемены дают возможность реализовать ряд воспитательных задач:
• Взаимодействие детей в разновозрастных группах
• Общение по интересам
• Мотивация к занятиям физической культурой
• Возможность проявить себя через реализацию приобретенных умений и навыков
Игры – одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. В играх дети раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности. Взаимоотношения между играющими детьми определяются, прежде всего, содержанием игры, что дает им возможность общаться, находить общие интересы.
Саморегуляция двигательной активности у детей постоянна. Устал – отдохнул, надоели одни движения – сменил на другие. Дети очень быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Основной интерес у детей вызывают игры, где они могут проявить быстроту и ловкость, координацию и меткость.
На прошедшей неделе совместно с учащимися средней школы мы проводили по две подвижные перемены в день. Планируем продолжить эту работу в рамках ученического самоуправления.
Проблемы создания зон рекреации
• Большое количество детей на относительно малой площади не перемене
• Помещения нельзя оборудовать стационарно
• Необходимость большого количества инвентаря
• Разные интересы и поведенческие установки
• Сложная организация подобной деятельности
• Соблюдение правил безопасности
При улучшении погодных условий перемены перейдут на улицу. Целесообразно будет организовать площадки по разным видам деятельности. Поэтому необходима максимальная помощь со стороны педагогического коллектива. В первую очередь учителей начальной школы, классных руководителей, дежурных учителей.
В данном случае инновация в том, чтобы приложить все усилия для восстановления традиций.
Предлагаю создать «Дайджест подвижных игр на переменах», организовать конкурсы «Самая интересная перемена», «Самый активный класс»
Все направления здоровьесбережения дают возможность ребёнку чувствовать себя уверенно и комфортно, а самое главное сохранить физическое и психическое здоровье.
“Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Есть хочется, да лень ворочаться.
Вот и ждёт рыжий кот – может мышка подползёт!”.