СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Систе-ма учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: ос-новная школа. — М.: Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Вино-градова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах;
1 «Фундаментальное ядро содержания общего образования»;
2«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа»
В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».
Основными задачами реализации указанной предметной областисредствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, ес- ли стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздни-ках, религиозных обрядах и др.; 8 • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нрав- ственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Общая характеристика учебного предмета В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование перво- начальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 4 1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сооб-ществе (раздел «В мире культуры»). 2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое зна-чение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохра- нить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование зако- нов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»). Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обу- чения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Тема программы |
Содержание программного материала |
Характеристика видов деятельности |
Раздел 1. В мире культуры |
||
1, 2 Величие многонациональной российской культуры |
Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. |
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» |
3, 4 .Человек - творец и носитель культуры |
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» |
5,6 Законы нравственности - часть культуры общества. |
Законы нравственности- часть культуры общества. |
выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. - анализировать и структурировать информацию из разных источников. |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа |
||
7. «Береги землю родимую, как мать любимую». |
Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. |
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «НюргунБоотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. |
8, 9. Жизнь ратными подвигами полна. |
Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. |
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. |
10. В жизни всегда есть место подвигу |
Выполнение учебных проектов |
выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование навыка публичного выступления; - анализировать и структурировать информацию из разных источников. |
11, 12. В труде - красота человека. |
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. |
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. |
13. «Плод добрых трудов славен». |
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. |
Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока. |
14, 15. Люди труда. |
В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. |
Выполнение учебных проектов. Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
16, 17.Бережное отношение к природе. |
Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? |
Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
18, 19.Семья - хранитель духовных ценностей. |
Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. |
Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. |
20. Семейные ценности в разных религиях мира. |
роль семейных традиций, необходимости уважения своих близких, выполнении семейных обязанностей. |
читать и анализировать текст; - продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения |
21. Урок обобщения |
ценности семьи в истории разных народов России. |
выполнение учебных проектов. Примерные темы:
|
Раздел 3. Религия и культура |
||
22. Роль религии в развитии культуры |
Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). |
Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки». |
23. Культурное наследие христианской Руси. |
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. |
Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
24. Духовная православная музыка. |
роли церковной музыки |
делать выводы; понимать информацию, получаемую из разных источников |
25.Духовные святыни Татарстана |
памятники культуры Татарстана, связанные с историей православия. |
продолжить формирование умения объяснять явления социальной действительности с научных (исторических, философских) позиций. |
26, 27. Культура ислама. |
Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
28. Иудаизм и культура. |
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. |
Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
29. Культурные традиции буддизма. |
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. |
Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности |
||
30. Забота государства о сохранении духовных ценностей. |
Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. |
Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. |
31. Хранить память предков. |
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек - неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. |
Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин.Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории. |
Раздел 5. Твой духовный мир. |
||
32. Твой духовный мир. |
Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона - этикет. Твоя культура поведения. |
Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете» |
33.Твое образование и интересы. |
Учебный проект «Мои творческие планы на учебный год» |
выполнять учебный проект; - определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу; - продолжить формирование навыка публичного выступления; |
34Диалог культур и поколений. |
Учебный проект «Великие ценности культуры» |
анализировать и структурировать информацию из разных источников. |
35Итоговое обобщение. |
В мире культуры, нравственные ценности российского народа, религия и культура,как сохранить духовные ценности,твой духовный мир. |
Систематизировать пройденный материал |
© 2015, Хайруллина Гульсина Рашидовна 1226