СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по ОРКСЭ - основы светской этики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Основы религиозной культуры и светской этики» (Модуль «Основы светской этики»), для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России приказ №373 от 6 октября 2009 года
  3. Основной образовательной программы начального общего образования ;
  4. Учебного плана ОУ (утверждённого приказом директора от 29.08.2015 № 183);
  5. Календарного учебного графика ОУ (утверждённого приказом директора 29.08.2015 № 184);

На основе примерной программы по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики», утвержденной Министерством образования РФ, программы курса «Основы светской этики» под редакцией М.Т. Студеникин, издательство «Русское слово», 2012 г.

Цель курса:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи обучения:

  • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной

системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским

традициям;

-формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального

многоконфессионального народа России;

-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе

сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Общая духовная основа многонационального народа России формируется

исторически и основывается на ряде факторов:

-общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

-единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

-Патриотизм

-Социальная солидарность

-Гражданственность

-Семья

-Труд и творчество

-Наука

-Традиционные российские религии

-Искусство и литература

-Природа

-Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

Место учебного предмете в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных

учреждений РФ на изучение ОРКСЭ ( Модуль Основы светской этики) в 4 классе отводится 34часа

Рабочая программа предусматривает обучение ОРКСЭ ( Модуль Основы светской этики в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

-Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование семейных ценностей;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-развитие навыков сотрудничества

Предметные результаты

-Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

-формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты:

-Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-умение осуществлять информационный поиск

К концу обученияпо данному курсу школьник должен:

-приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

-получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

получить опыт самостоятельного общественного действия.

Содержание предмета

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Структура курса 34 часа

Модуль «Основы светской этики» можно разделить на три части:

1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 урок)

2. Основы светской этики. (2-29 урок)

3. Духовные традиции многонационального народа России (урок 30 и 4 часа – проектная деятельность)

Каждый раздел имеет свою тему, ценностно - ориентированную направленность и ведущую воспитывающую идею.

Часть 1 выполняет функцию введения в курс ОРКСЭ и состоит из одного урока.

Тема первого урока называется «Россия – наша Родина». Он является единым для всех модулей, может быть проведен учителем при полном составе класса. На этом уроки школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе и получат начальные представления о том, что такое духовность, традиция, нравственные ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Ведущей идеей первого урока является мысль о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. Более того, у всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы. Все это создает возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Во вступительном слове учителю следует сказать о курсе ОРКСЭ и о специфике каждого модуля.

Во второй части модуля «Основы светской этики» будет представлен обзор основ этически верного поведения человека.

Начинается этот раздел со второго урока - «Что такое светская этика». С этого урока начинается конкретное изучение выбранного родителями и детьми модуля.

Основные особенности изучения комплексного курса ОРКСЭ на этом этапе:

  • продолжается раздельное преподавание в соответствии с выбором семьи школьника;
  • продолжается знакомство учащихся с основами светской этики;
  • акцентируются культурно-исторические особенности нашей страны и конкретного региона, где проживает семья;
  • большое место занимают нравственные ценности, семья, ценности семейной жизни;
  • тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контексте.

Третья часть «Духовные традиции многонационального народа России»

предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. На этом этапе образовательный процесс выходит за рамки уроков во внеурочную деятельность учащихся, переходя в активную, творчески-продуктивную фазу освоения модуля «Основы светской этики».

Содержание программы модуля «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »

  • любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
  • правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.
17.08.2016 10:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!