СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль эмоций при обучении иностранному языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль эмоций при обучении иностранному языку.

В данной статье мне хотелось бы остановиться на вопросе важности роли эмоций в обучении иностранному языку. На современном этапе обучения иностранному языку значительно увеличился поток информации, и в связи с этим возросла необходимость ее переработки и усвоения. Это привело к некоторой недооценке роли эмоций, сужению познавательной деятельности обучающихся до рациональных форм ознакомления с языковыми и грамматическими явлениями и страноведческими фактами. Вместе с тем, эмоциональная сфера человека скрывает в себе огромные потенциальные возможности воздействия на его учебную деятельность. По мнению психологов эмоции не только обеспечивают деятельность первоначальным толчком, то есть выполняют целепобудительную функцию, но и проникают во все ее этапы, являясь активными силами, помогающими нам извлекать пользу из воздаваемых восприятием ресурсов. Ученые - когнитивисты определяют эмоции как сильное, обычно кратковременное переживание, возникающее в ответ на определенный раздражитель. Эмоции не только улучшают общее восприятие действительности и помогают лучше приспосабливаться к изменениям непредсказуемого окружения, но и облегчают социальные взаимосвязи и взаимодействие. Это происходит благодаря нашей способности считывать эмоции других людей через выражение лица, позы, жесты и тон голоса. Учеными, изучающими проблемы обучения, выделены три этапа процесса развития эмоций учащихся:

- уровень заинтересованности: ученики интересуются эффектными внешними сторонами события, отвлекаясь, вследствие отсутствия интереса, от его сущности;

- уровень любознательности: обнаруживается интерес к накоплению информации, постижению сущности явлений;

- устойчивый эмоционально-познавательный уровень: наблюдается постоянный интерес к сущности явлений, существенным связям и закономерностям, стремление разобраться в них. Эмоции оказывают непосредственное влияние, как на оперативную, так и на долгосрочную память ученика. Извлечение данных из памяти также облегчается и ускоряется, если в процессе запоминания участвовали эмоции. Самое интересное то, что при запоминании могут быть задействованы и положительные, и отрицательные (гнев, протест и т. д.) эмоции. Восприятие информации тем успешнее, чем более неординарна ее подача. Эмоции как бы раскрашивают необходимую для запоминания информацию в яркие цвета, меняют привычный угол зрения, и если поток информации разбить событием, которое вызывает удивление, поражает воображение своей необычностью, это моментально вызовет всплеск умственной и эмоциональной активности. Информация, сопровождаемая эмоциональным всплеском, запоминается и усваивается на более высоком уровне, чем выученная простым механическим запоминанием. Удивление – одно из самых сильных эмоциональных проявлений. Основным принципом использования удивления в обучении можно назвать принцип «удивил – значит обучил».

В обучении иностранному языку различают интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности и способны обеспечить благоприятные условия для овладения иностранным языком. Особую роль призвана сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что обучаемые небезразличны к выполняемой ими деятельности. Н.Ф.Иванова определила следующие положения, которыми мотивируется целесообразность применения эмоционального фактора в обучении:

- особенности восприятия предполагают наглядные, яркие, доходчивые задания, которые соответствуют эмоциональным переживаниям;

- особенности памяти используются более продуктивно, если восприятие учебного материала эмоционально окрашено, что может быть достигнуто различными методическими приемам (тексты песен, стихи, рифмовки, пословицы);

- развитию воображения способствуют элементы драматизации, эмоционально окрашенная речь преподавателя;

- особенностям развития мышления отвечает вся система приемов эмоционального воздействия на психику, среди которых нужно выделить игровые формы работы с учебным материалом;

- в целях развития произвольного внимания обучение должно быть построено в живой, динамичной форме с периодическим чередованием видов учебной деятельности.

Использование песни на уроке иностранного языка способствует созданию эмоционального состояния и существенно влияет на учебную деятельность, выступая в качестве регулятора этой деятельности. Это влияние эмоциональных состояний существенно повышает внутреннюю мотивацию деятельности, делает урок интересным и увлекательным, создает благоприятный психологический климат, способствует включению в процесс обучения механизма непроизвольного запоминания. Одним из способов создания условий для восприятия материала является прослушивание на фоне музыки. Возникающее при этом состояние снимает излишнюю напряженность, уменьшает волнение учащихся на уроке, отвлекает от посторонних мыслей и создает хорошие предпосылки для усвоения учебного материала, т.к. обеспечивает подсознательное усвоение материала.

Вводимый на музыкальной основе языковой материал не воспринимается как учебный, он запоминается непроизвольно. Без особых умственных усилий учащихся на фоне эмоционального подъема, под воздействием эмоциональных раздражителей.

Выделяют следующие методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

- песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры;

- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания);

- песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;

- песни способствуют содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.

В своей работе по обучению иностранному языку я использую УМК «Английский в фокусе». Он является очень эффективным и целесообразным с точки зрения применения эмоционального фактора в обучении. Учебники, входящие в УМК не перегружены учебным материалом, задания наглядные, яркие, понятные, соответствующие эмоциональным переживаниям обучающихся. Разнообразные песни, представленные заданиями типа Sing along, Sing and do, Chant способствуют быстрому и непринужденному усвоению лексики, а также способствуют овладению навыками иноязычного произношения. Примеры на правила чтения в учебниках для начальной ступени обучения представлены в виде веселых рифмовок, которые легко запоминаются учениками. Учебный материал закрепляется в игровых заданиях типа Let’s play, Fun at school. Обучение строится в живой, динамичной форме с периодическим чередованием видов учебной деятельности: дети не только читают, слушают и пишут, но и поют, разыгрывают диалоги, играют в подвижные игры, рисуют, раскрашивают, делают поделки. В УМК «Английский в фокусе» используются элементы драматизации: учебники для начальной ступени включают в себя отрывки из сказок “The town mouse and the country mouse”, “The toy soldier”, “Goldilocks and the three bears” которые учащиеся охотно разыгрывают по ролям. Говоря об эмоциональном факторе, нельзя обойти вниманием речь учителя. Она является немаловажным аспектом в создании благоприятных условий для успешного усвоения учебного материала. На уроках я стараюсь сделать свою речь эмоционально окрашенной, побуждающей к эмоциональным переживаниям.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить что, увеличение удельного веса эмоционального фактора при обучении английскому языку, безусловно, способствует оптимизации учебного процесса и повышению качества обучения. Положительный эмоциональный отклик при обучении иностранному языку дает использование песенного материала, стихов, рифмовок, элементов драматизации особенно на начальном этапе обучения. Поскольку если учеба не несет в себе элементы игры и не протекает на положительном эмоциональном фоне то она становится неэффективной и ученик не получает достаточное количество знаний.

Источники:

Михайлов А.С., Шагвалиев Т.Р., Валеева Р.Р. ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31).

http://studbooks.net/1750592/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_ispolzovaniya_muzyki_urokah_angliyskogo_yazyka

https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf

http://eng.websoft.ru/db/wb/0ACA1C9C4A5FA253C32576E7001E115C/doc.html

20.05.2018 11:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!