СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. В середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП). Одна из основных целей данной технологии – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Под термином «критическое мышление» понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, собственное мнение и рефлексия суждений. Особенностями этой технологии являются:

*учебный процесс, строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

*на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организация дискуссий;

*особенности технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмысление-рефлексия». Каждой стадии урока соответствует определенный методический прием.

Анализ педагогической литературы показал, что в основном традиционно данную технологию применяют при изучении гуманитарных дисциплин, мотивируя это тем, что именно при изучении этих дисциплин происходит работа с большим количеством текстовой информации. Очевидно, что при изучении химии учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с химическими текстами – это немаловажный аспект успешной учебной деятельности школьника. Необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. Обобщенно говоря, нужно обучать школьников умению воспринимать и преобразовывать информацию. Тем самым будет выявлен гуманитарный компонент химии и сформирована способность к критическому мышлению при сохранении и даже некотором улучшении химических знаний.

Использование индивидуальной, парной и групповой форм работы, которые включает в процесс обучения технология РКМЧП, на уроках химии, с нашей точки зрения, значимо и эффективно. Это обусловлено тем, что понимание химического материала достигается средствами некой «мозговой атаки», т.к. один и тот же вопрос прорабатывается неоднократно.

Различные элементы творчества (эссе, синквейны и т.д.), которые присущи технологии РКМЧП, способствуют повышению интереса учащихся к урокам химии, познавательной активности, учебной мотивации и т.д.

Составление учащимися различных видов кластеров, способствует развитию таких важных качеств, как умение анализировать, сравнивать, структурировать, обобщать и т.д.

Таким образом, возможность применения технологии развития критического мышления учащихся посредством чтения и письма на уроках химии очевидна. Особенно важно отметить, что в процесс обучения включен каждый школьник, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному, а не поверхностному обучению. Анализируя цели химического образования в контексте критического мышления, процессом его развития мы приходим к следующему выводу: развитие критического мышления учащихся на уроках химии способствует не только приобретению определенных личностных качеств индивида, но и реализации целей химического образования. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становиться важным звеном в этом процессе.

Целесообразно создать систему бифункциональных учебных химических материалов. В рамках данного исследования под бифункциональными учебными химическими материалами понимаются учебные материалы по химии, которые способствуют одновременному формированию химических знаний, умений и навыков, так и формированию критического мышления учащихся. Бифункциональные учебные материалы входят в состав бифункционального учебно-методического комплекса. Схема 1 (Приложение) демонстрирует метод составления бифункциональных учебных материалов по химии. Каждое учебное занятие разделено на три взаимосвязанных этапа:

  • этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка персональных целей обучения);
  • этап осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация; корректировка поставленных целей обучения);
  • этап рефлексии (размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка новых целей обучения);

Каждому этапу соответствует определенный вид деятельности:

  1. использование различных типов вопросов (вопросы могут быть сформулированы учителем, учащимся или группой учащихся);
  2. решение ряда практических бифункциональных заданий;
  3. на стадии осмысления – работа с новой информацией (маркировка учебного текста);
  4. использование ряда методических приемов РКМ учащихся, определенных для того или иного этапа урока.
  5. в процессе работы целесообразно использовать индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу учащихся. Когда мы спорим, обсуждаем, обмениваемся мнениями с другими людьми, мы углубляем свою личную позицию. В связи с этим возникает необходимость использования разноуровневой, парной и групповой работы, включая проведение различных дискуссий, письменных работ учащихся;
  6. на каждом этапе работы необходимо дать возможность учащемуся оценить свою работу и зафиксировать это в оценочном листе.

Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.

  1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
  2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
  3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
  4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
  5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).
  6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).

Навыки

Содержание

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:

-устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;

-устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Впитывает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания:

-имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;

-проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;

-осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;

-чтение текста и отбор основных идей;

переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;

-определение материала для цитирования;

-участие в дискуссиях;

-участие в электронных конференциях, форумах и пр.;

-консультации с экспертами

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:

-изучаются содержание и организация информации;

-разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;

-определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй,

объясни,

выбери,

интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:

-изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;

-анализируются структура и логика приводимой аргументации;

-распознаются предубеждения, обман, манипуляции;

-рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации

Анализирует,

обсуждает,

раскрывает

Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните

Обобщение (синтез)

Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:

-устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;

-первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;

-рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;

-определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения

Обобщает, формулирует, планирует

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Оценка

Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:

-определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;

-определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;

-делаются выводы, заключения на основе собранной информации;

-определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;

-новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;

-отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

Обсуждает,

оценивает,

выбирает

Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

07.10.2023 12:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП