СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. В середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом разработали педагогическую технологию развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП). Одна из основных целей данной технологии – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Под термином «критическое мышление» понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, собственное мнение и рефлексия суждений. Особенностями этой технологии являются:
*учебный процесс, строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
*на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организация дискуссий;
*особенности технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмысление-рефлексия». Каждой стадии урока соответствует определенный методический прием.
Анализ педагогической литературы показал, что в основном традиционно данную технологию применяют при изучении гуманитарных дисциплин, мотивируя это тем, что именно при изучении этих дисциплин происходит работа с большим количеством текстовой информации. Очевидно, что при изучении химии учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с химическими текстами – это немаловажный аспект успешной учебной деятельности школьника. Необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. Обобщенно говоря, нужно обучать школьников умению воспринимать и преобразовывать информацию. Тем самым будет выявлен гуманитарный компонент химии и сформирована способность к критическому мышлению при сохранении и даже некотором улучшении химических знаний.
Использование индивидуальной, парной и групповой форм работы, которые включает в процесс обучения технология РКМЧП, на уроках химии, с нашей точки зрения, значимо и эффективно. Это обусловлено тем, что понимание химического материала достигается средствами некой «мозговой атаки», т.к. один и тот же вопрос прорабатывается неоднократно.
Различные элементы творчества (эссе, синквейны и т.д.), которые присущи технологии РКМЧП, способствуют повышению интереса учащихся к урокам химии, познавательной активности, учебной мотивации и т.д.
Составление учащимися различных видов кластеров, способствует развитию таких важных качеств, как умение анализировать, сравнивать, структурировать, обобщать и т.д.
Таким образом, возможность применения технологии развития критического мышления учащихся посредством чтения и письма на уроках химии очевидна. Особенно важно отметить, что в процесс обучения включен каждый школьник, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному, а не поверхностному обучению. Анализируя цели химического образования в контексте критического мышления, процессом его развития мы приходим к следующему выводу: развитие критического мышления учащихся на уроках химии способствует не только приобретению определенных личностных качеств индивида, но и реализации целей химического образования. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становиться важным звеном в этом процессе.
Целесообразно создать систему бифункциональных учебных химических материалов. В рамках данного исследования под бифункциональными учебными химическими материалами понимаются учебные материалы по химии, которые способствуют одновременному формированию химических знаний, умений и навыков, так и формированию критического мышления учащихся. Бифункциональные учебные материалы входят в состав бифункционального учебно-методического комплекса. Схема 1 (Приложение) демонстрирует метод составления бифункциональных учебных материалов по химии. Каждое учебное занятие разделено на три взаимосвязанных этапа:
Каждому этапу соответствует определенный вид деятельности:
Таксономия Б.Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.
Навыки |
Содержание |
Что делают ученики |
Глаголы-действия |
Знание |
Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией: -устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации; -устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции |
Впитывает, запоминает, узнает |
Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) |
Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания: -имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется; -проводится дифференциация между главными и вторичными источниками; -осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника; -чтение текста и отбор основных идей; переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных; -определение материала для цитирования; -участие в дискуссиях; -участие в электронных конференциях, форумах и пр.; -консультации с экспертами |
Объясняет, переводит, демонстрирует |
Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение |
Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: -изучаются содержание и организация информации; -разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; -определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию |
Решает проблемы, демонстрирует знания |
Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ |
Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: -изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие; -анализируются структура и логика приводимой аргументации; -распознаются предубеждения, обман, манипуляции; -рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации |
Анализирует, обсуждает, раскрывает |
Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) |
Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия: -устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами; -первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; -рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе; -определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения |
Обобщает, формулирует, планирует |
Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка |
Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации: -определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация; -определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее; -делаются выводы, заключения на основе собранной информации; -определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения; -новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием; -отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы |
Обсуждает, оценивает, выбирает |
Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное |
-80%
© 2023, Суслопарова Наталья Вячеславовна 184